Сейчас вылетит птичка: Антон Климов про фотографию в Иркутске

ЛЮДи · 14 марта 2018
Сейчас вылетит птичка: Антон Климов про фотографию в Иркутске
Каждый второй сейчас имеет телефон с навороченной фотокамерой и снимает все значимые и не очень моменты своей жизни. А мы всерьез задумались над тем, в чем же предназначение этого искусства. Фотограф и бильд-редактор «Провинции» Антон Климов рассказал об Иркутске в объективе камеры и «золотом ключике», с помощью которого можно открыть любую дверь.

ТЕКСТ: СВЕТЛАНА ШЕВЧЕНКО 7.12.2017 ФОТОГРАФИИ: АНТОН КЛИМОВ

Антон Климов — фотограф из Иркутска, стипендиат министерства культуры, член союза фотохудожников России. С 2015 года публикуется на московских сайтах, сотрудничает с российским медиахолдингом «РБК», интернет-газетой «Лента», российским общественно-политическим изданием «Новая Газета», инфопорталом «Такие дела», интернет-изданием «Медуза». Кроме того, Антон Климов преподает в Школе управления информацией «Infабрика» и ведет курсы фотографии «Погружение в фотоистории».

Фото — больше, чем увлечение

В 2001 году, когда я учился в 10 или 11 классе, я увидел у одного из одноклассников фотоаппарат. Я был очень заинтересован технической возможностью зафиксировать изображение из реальности и тут же его закачать в компьютер. А возможности компьютера тогда для меня уже были понятны: я хорошо владел фотошопом, учился у Дмитрия Таевского (основатель Бабр.Ру — примеч. автора) в компьютерном классе и занимался сайтостроением.

Где-то в 2007 я работал дизайнером в разных маленьких организациях — агентствах, типографиях и параллельно фотографировал для себя. Тогда появилась возможность устроиться фотографом в издательский дом Иф-медиа, который включал в себя журналы «Выбирай», «Дорогое удовольствие», «Каталог» и другие. Меня взяли фотографом снимать модные показы, еду, рестораны, девушек в студии. Тогда у меня появился опыт реальной фотосъемки со всевозможными коммерческими предприятиями. Постепенно я перешел к фоторепортажам. Я начал снимать сначала для своего живого журнала, а в 2014 для «Провинции» — работал с журналистами, учился делать полноценные материалы.

Фотография: Dei Shonenkage

Два года назад я снимал репортажи и понял, что мне это надоело. Я знал, что хочу снимать фотоистории, определился с целью, но как все это осуществить тогда еще не придумал. А поговорить об этом в Иркутске было не с кем. Но мироздание послало мне школу документальной фотографии, где можно учиться онлайн. Я начал там учиться и достаточно быстро стал снимать фотоистории, которые брали на публикацию федеральные СМИ.

Про тот самый ключ

Фотография для меня — это ключ, который открывает все двери. Мне нравится быть самим собой, выполнять то, что по душе и вступать в коммуникацию с миром при помощи фотоаппарата.

На своих лекциях я рассказываю про то, как адаптировал пирамиду Маслоу под фотографию. Пирамида состоит из трех ступеней: техническая сторона, освоение жанров и смысловая составляющая.

Начинается все с нажатия кнопки, то есть с технического уровня. Так или иначе, без технического уровня, то есть без девайса и без понимания, как это работает, не сможешь двигаться дальше. Многие останавливаются на этом уровне и начинают его прокачивать. Совершенствовать различные камеры, объективы и т.д. можно до бесконечности, но тогда ты рискуешь не перейти на следующую ступень пирамиды.

Следующая ступень — освоение жанров, стилей и приемов фотографом. На этом этапе становится понятно, к чему больше лежит душа — к стилю lifestyle, travel, fashion и т.д.

Третья ступень — это поиск смысла. Важно понимать, какая польза от фотографии, которую ты задумал, что ты хочешь этим сказать. Просто фотоснимок без какой-либо смысловой нагрузки — это всего лишь фиксация физических свойств объекта. Круто, когда фотографии рассказывают историю, передают ощущения автора, эмоции, дают что-то большее для смотрящего.

Один из трендов современной фотографии — мультимедийность. Это такая коллаборация из различных медиумов: фотографии, видео, текста, графики, звука. Недавно мы на Провинции выпустили мультимедийный проект о музыканте и композиторе Евгении Маслобоеве. Это очень непростой и интересный человек, и не хотелось знакомить с ним зрителей стандартными методами.

Мобильная фотография всегда была для меня своего рода развлечением. Раньше это представлялось игрой: ухвати кусочек реальности на этот несовершенный аппарат, сделай из этого удобоваримую картинку, выложи ее в инстаграм. Такой вот личный квест. А ближе всего для меня фотожурналистика, документалистика и арт-проекты.

Не остаться, а жить

Мне все нравится в Иркутске: архитектура, масштабы, доступность. Это не большой мегаполис, в котором неуютно, а камерный город, где нет нужды мчаться изо всех сил в ускоренном жизненном темпе. И еще есть возможность путешествовать: поехать и на Байкал, и в Монголию, и в Китай, чтобы познавать внешний мир.

Есть много крутых тем, для создания фотоистории в нашем регионе, но их некому снимать. Например, сейчас у меня есть около пяти тем, к которым я периодически возвращаюсь.

Четыре года назад я устраивал выставку «Начинка», где я снимал город в жанре стрит-фотографии. Фиксировал все, что происходило в городе, старался запечатлеть игру света и тени, все красоты Иркутска. За лето я отснял материал для проекта и организовал большую выставку в усадьбе имени Сукачева, некоторые работы и сейчас можно увидеть в Castro Café в 130-м квартале. Потом я ее развивал, участвовал в русско-немецком проекте «Город иначе». Там я снимал утренний Иркутск: исследовал, как живет город по утрам.

«Псам не свой»

В сентябре 2015 года я поступил в школу современной фотографии «ДокДокДок». Там есть такой формат, как экспедиция, когда куратор школы Миша Доможилов едет вместе с учениками в какой-нибудь город, чтобы снимать фотопроекты. Получается такой интенсив, когда человек в течение дня снимает, а вечером разбирает фотографии вместе с куратором. Обычно такие выездные интенсивы проводились в центральных городах России, но тогда мне повезло, на новогодние каникулы школа решила приехать в Иркутск. Глупо не использовать такую возможность прокачать свои навыки, поэтому я сразу присоединился к фотопроекту. Как раз в то время проблема с приютом в Карлуке была особенно актуальна. Там творилось что-то невероятное: среди персонала осталось два пьющих человека, и некому было ухаживать за собаками, голодающими и замерзающими в дикие морозы. А собак было примерно восемьсот…

Я снимал пять дней. В первый день я работал: очищал территорию, кормил собак, помогал волонтерам и старался прочувствовать атмосферу. На следующий день я стал фотографировать. В день я мог снять 500-600 снимков, из них отбирал по 50, в итоге у меня получилось 250 фотографий, из них я оставил 20, наиболее ярко отражающих суть истории «Псам не свой».

Про курсы

Я провожу открытые лекции и курсы. Мне хотелось бы, чтобы на лекции приходили все, кому интересно визуальное искусство в принципе, и кто хотел бы расширить кругозор. Как правило, так и получается: занятия посещают люди, которые не работают с фотографией, а просто хотят узнать об этом занятии больше. В то же время хочется, чтобы приходили и профессиональные фотографы.

На курсы ко мне ходят как профессиональный фотографы, которые, как я в свое время, зашли в тупик и хотят попробовать чего-то нового, так и фотолюбители. Причем результат не всегда зависит от уровня подготовки человека. В прошлом году я проводил мастер-классы в городе Мирный, и там лучший результат был у 11-летней девочки с мыльницей. Она сняла действительно интересную и трогательную историю про своего младшего брата.

С каждым учеником очень много работаю индивидуально над поиском темы, чтобы это было что-то действительно важное для самого автора. Поначалу выбор темы может быть трудным, мучительным процессом, но с опытом идеи для фотоисторий начинают приходить сами. А еще мы делаем групповые проекты: берем тему, каждый снимает ее по-своему, а потом совмещаем все это в единый проект. Проект «Хроники провинции: как мы встретили 2018» получился именно так, кроме меня его снимали семь моих учеников. Задача — показать атмосферу праздника в разных семьях и то, что все снято в разном стиле, больше подчеркивает особенность празднования нового года. Получился некий визуальный язык, который работает на идею проекта и усиливает ее.

У меня есть еще много идей для групповых мультимедийных проектов, которые мы будем воплощать на моем курсе «Погружение в фотоисторию». Кстати, следующий начнется 17 марта.

Моя фишка состоит в том, что я пробую много разных занятий, а потом выясняю, что мне действительно нужно, что является «моим».

Технический прогресс мчится так быстро, что боишься представить, что будет с аппаратурой для съемок через пару лет. Если 150 лет назад фотографом могли стать единицы, для этого требовалась тяжелая сложная техника, которую трудно было переносить куда-то, то сейчас все изменилось и люди могут фотографировать в любой точке земного шара и в неограниченном количестве. На всех своих лекциях я говорю, что снимает не камера, а человек. И получившийся снимок — это отражение его внутреннего мира, культурного уровня и взглядов на жизнь.

Фотоаппарат — это всего лишь инструмент для этого, а не самоцель.

Записаться на ближайший курс можно по ссылке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.