ТЕКСТ: СВЕТЛАНА ШЕВЧЕНКО 7.12.2017 ФОТОГРАФИИ: АНТОН КЛИМОВ
Где-то в 2007 я работал дизайнером в разных маленьких организациях — агентствах, типографиях и параллельно фотографировал для себя. Тогда появилась возможность устроиться фотографом в издательский дом Иф-медиа, который включал в себя журналы «Выбирай», «Дорогое удовольствие», «Каталог» и другие. Меня взяли фотографом снимать модные показы, еду, рестораны, девушек в студии. Тогда у меня появился опыт реальной фотосъемки со всевозможными коммерческими предприятиями. Постепенно я перешел к фоторепортажам. Я начал снимать сначала для своего живого журнала, а в 2014 для «Провинции» — работал с журналистами, учился делать полноценные материалы.
На своих лекциях я рассказываю про то, как адаптировал пирамиду Маслоу под фотографию. Пирамида состоит из трех ступеней: техническая сторона, освоение жанров и смысловая составляющая.
Начинается все с нажатия кнопки, то есть с технического уровня. Так или иначе, без технического уровня, то есть без девайса и без понимания, как это работает, не сможешь двигаться дальше. Многие останавливаются на этом уровне и начинают его прокачивать. Совершенствовать различные камеры, объективы и т.д. можно до бесконечности, но тогда ты рискуешь не перейти на следующую ступень пирамиды.
Третья ступень — это поиск смысла. Важно понимать, какая польза от фотографии, которую ты задумал, что ты хочешь этим сказать. Просто фотоснимок без какой-либо смысловой нагрузки — это всего лишь фиксация физических свойств объекта. Круто, когда фотографии рассказывают историю, передают ощущения автора, эмоции, дают что-то большее для смотрящего.
Один из трендов современной фотографии — мультимедийность. Это такая коллаборация из различных медиумов: фотографии, видео, текста, графики, звука. Недавно мы на Провинции выпустили мультимедийный проект о музыканте и композиторе Евгении Маслобоеве. Это очень непростой и интересный человек, и не хотелось знакомить с ним зрителей стандартными методами.
Мобильная фотография всегда была для меня своего рода развлечением. Раньше это представлялось игрой: ухвати кусочек реальности на этот несовершенный аппарат, сделай из этого удобоваримую картинку, выложи ее в инстаграм. Такой вот личный квест. А ближе всего для меня фотожурналистика, документалистика и арт-проекты.
Есть много крутых тем, для создания фотоистории в нашем регионе, но их некому снимать. Например, сейчас у меня есть около пяти тем, к которым я периодически возвращаюсь.
Четыре года назад я устраивал выставку «Начинка», где я снимал город в жанре стрит-фотографии. Фиксировал все, что происходило в городе, старался запечатлеть игру света и тени, все красоты Иркутска. За лето я отснял материал для проекта и организовал большую выставку в усадьбе имени Сукачева, некоторые работы и сейчас можно увидеть в Castro Café в 130-м квартале. Потом я ее развивал, участвовал в русско-немецком проекте «Город иначе». Там я снимал утренний Иркутск: исследовал, как живет город по утрам.
На курсы ко мне ходят как профессиональный фотографы, которые, как я в свое время, зашли в тупик и хотят попробовать чего-то нового, так и фотолюбители. Причем результат не всегда зависит от уровня подготовки человека. В прошлом году я проводил мастер-классы в городе Мирный, и там лучший результат был у 11-летней девочки с мыльницей. Она сняла действительно интересную и трогательную историю про своего младшего брата.
У меня есть еще много идей для групповых мультимедийных проектов, которые мы будем воплощать на моем курсе «Погружение в фотоисторию». Кстати, следующий начнется 17 марта.
Фотоаппарат — это всего лишь инструмент для этого, а не самоцель.