Боже, за что меня поставил ты царем?

пульс · 30 апреля 2018
Боже, за что меня поставил ты царем?
Спектакль «Царь Федор Иоаннович» — пьеса о наступающем Смутном времени. Что там было в истории? Впору перечитывать учебники (пока их не переписали снова) и изучить трагедию Алексея Толстого. А вот вам пока рецензия на новую эпическую постановку драмтеатра.

ТЕКСТ: СВЕТЛАНА ШЕВЧЕНКО 7.12.2017 ФОТОГРАФИИ: АНАТОЛИЙ БЫЗОВ

Грядут темные времена

Пьеса «Царь Федор Иоаннович» Алексея Константиновича Толстого, опубликованная 150 лет назад в «Вестнике Европы», в наше время не теряет актуальности. Спектакли по этой трагедии есть в репертуаре многих театров России, и Иркутский академический драматический театр им. Н. П. Охлопкова не исключение.

Трагедия происходит во времена правления Федора I, сына Иоанна Грозного. Нравственный конфликт царя развивается на фоне противоборства между жестким и хитрым Борисом Годуновым и гордым и прямолинейным Иваном Шуйским. Все старания помирить давно враждующих не имеют успеха и лишь подталкивают Федора к серьезному решению — заключить Шуйского и его приближенных в тюрьму за измену. Не допустить разлуки с любимой и защитить всё, что так дорого сердцу — ради этого царь готов на всё. Ропот в народе, наступающее войско хана, загадочная гибель юного царевича Дмитрия в Угличе — вереница горестных событий обрушивается на Федора I.

Как утверждал сам Алексей Константинович, бездействие царя становится причиной всех несчастий. Так ли это? В том ли дело, что конфликт между чувством и долгом, Народом и Властью, любовью и ненавистью существует испокон веков? Или дело в том, что в атмосфере чувствуется то гнетущее, темное, устрашающее, что зовется Смутой?

Добро пожаловать на Русь

Иркутский драматический театр на протяжении трех месяцев работал над спектаклем «Царь Федор Иоаннович». Режиссёр-постановщик Станислав Мальцев как нельзя лучше воплотил замысел автора и раскрыл драматизм эпохи, предшествующей Смуте на Руси. Во многом этому способствовало четкое следование сценическим указаниям Алексея Толстого: показать, как две противоборствующие партии используют царствование Федора I в своих корыстных целях. Важным было не упустить никаких ключевых моментов, не перегрузить постановку, не прибавить ничего лишнего. И именно обретение этой золотой середины во многом способствовало успеху спектакля.

Царь я или не царь?

Актеры, исполняющие роли Федора Иоанновича, Бориса Годунова и Ивана Шуйского, воплотили на сцене яркие и живые образы, исполненные внутреннего трагизма.

Роль Федора Иоанновича в театрах России играли Павел Орленев, Иннокентий Смоктуновский, Иван Москвин, по-разному представляя глубину образа. Царя в постановке драмтеатра исполнил артист Сергей Дубянский — он отразил стремление служить Богу со всей любовью, человечностью и душевной теплотой. Федор I способен согласиться со многим, быть излишне уступчивым, но когда дело касается его семьи, то он приобретает твердую уверенность в своих поступках. Невероятно яркий и неизбывный трагизм царя в исполнении Дубянского заключается в импульсе добра и света, который сталкивается с непреодолимым препятствием в виде ярости, мести и ненависти окружающих:

«Хотел добра, Арина! Я хотел
Всех согласить, все сгладить, — боже, боже!
За что меня поставил ты царем!».

Две другие не менее яркие фигуры, вступающие в отчаянное противоборство друг с другом — это Борис Годунов в исполнении заслуженного артиста России Степана Догадина и Иван Шуйский заслуженного артиста России Николая Дубакова. Трагизм Шуйского — в гордыне и прямолинейности. Трагизм Годунова — в коварстве, распространившем свои губительные сети на всё вокруг. От его действий страдают все, включая самого Бориса…

На фоне светлого и миролюбивого царя эти исторические образы выглядят по-настоящему зловеще. Они страшны в своей жажде мести. Передать ужасающие чувства позволяет союз режиссёра и актера: предельная точность и отсутствие отступлений в сторону предает Годунову и Шуйскому тяжеловесность и хладнокровность, которые выражаются главным образом в психологических портретах.

Путешествие сквозь века

Сценографическая работа художника-постановщика, заслуженного деятеля искусств России Александра Плинта превратила сцену в многогранное и символическое пространство Руси ХVI века. Украшенные драгоценными камнями костюмы художника Оксаны Готовской способствуют тому, что зритель с головой погружается в атмосферу царской Руси. Блеск золота царских, княжеских и боярских нарядов выглядит величественно и сакрально — это одна из эстетических составляющих спектакля, которая создает колорит эпохи.

Фрагменты «Литургии Святого Иоанна Златоуста» С. В. Рахманинова, «Весны священной» И. Ф. Стравинского, «Перезвоны» В. А. Гаврилина и другие музыкальные композиции напоминают томительный, медитативный, зловещий вихрь, заставляющий сердце биться чаще и с тревогой вслушиваться в мелодию.

Декорации — белые полотна со следами кровавых сражений — отсылают одновременно и к царствованию Ивана Грозного, одного из самых жестоких царей, и к неотступно приближающейся Смуте — эпохе не менее чудовищной и темной. Постепенно резкий контраст белого и красного поглощается нарастающими декорациями, которые переносят зрителя в царские покои. Не остается никакого сомнения, что ты оказываешься в другой эпохе, ощущаешь аромат от тысяч горящих лампад… Но при этом кровавый символ из полотен остается на сцене, словно напоминая о неизбежности и трагическом исходе. Что это? Предзнаменование или напоминание о прошлом? И то, и другое.

Так зачем же?

Спектакль «Царь Федор Иоаннович» — это история о конфликте злого и доброго начал в человеке, о чувстве и разуме, о долге и сердце, о любви и ненависти, которую с успехом открыл для зрителей коллектив Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова. В завершении спектакля царский трон как тяжкий крест и нравственное испытание переходит к Борису Годунову. Но разве не повторит он ошибок своих предшественников?

Размышляя над актуальностью трагедии, приходишь к выводу: противостояние темного и светлого, низменного и возвышенного будет всегда и в любую эпоху найдет отклик у зрителей. Зачем же Бог поставил Федора Иоанновича царем? Наверное, затем, чтобы поселить надежду в сердцах людей. Даже в тёмные времена можно найти счастье и сражаться за любовь, если не забывать обращаться к свету.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.