Фестиваль умер — да здравствует фестиваль!

пульс · 29 апреля 2018
Фестиваль умер — да здравствует фестиваль!
Книжный фестиваль — такое дело. В этом году он будет скромным, но зато сделанным по классическому закону иркутского бытия — если что-то идет не так в столице, организуй себе сам. Об этом и другом — колонка нашего любимого саркастичного автора Владимира Демчикова.

ТЕКСТ: ВЛАДИМИР ДЕМЧИКОВ 7.12.2017 ИЛЛЮСТРАЦИЯ: ВЛАДИМИР ДЕМЧИКОВ

Второй иркутский книжный фестиваль должен был начаться на площади перед ДС «Труд» 18 мая. Но 19 апреля, за месяц до его начала, главный и единственный спонсор фестиваля — фонд «Вольное дело» Олега Дерипаски — принял решение отказаться от его проведения. Это решение в фонде объяснили трудностями, с которыми столкнулись компании, подконтрольные О. Дерипаске, после введения американских санкций против него лично и против «Русала», крупнейшего производителя алюминия в мире.

«Русал» действительно ждут трудные времена — для него закрываются американский и некоторые другие рынки. Ходят разговоры и о том, что в скором времени неизбежны сокращения персонала на предприятиях группы. И если это так — это и есть, видимо, основная причина отмены фестиваля. Сейчас перед пиар-службой компании, скорее всего, стоит задача подготовиться к минимизации неприятных последствий будущих сокращений — и поэтому проводить праздничное затратное культурное мероприятие сейчас невозможно. Необходимость жесткой экономии, конечно, тоже может быть одной из причин отмены. Но я все-таки думаю, что основная причина именно пиаровская: «сейчас не время».

Некоторые комментаторы в соцсетях сразу после отмены бросились обвинять Дерипаску: как же так, ведь в нашей области он столько зарабатывает — мог бы и не отменять! Но от таких обвинений Дерипаску все-таки хочется защитить. Не потому, что он в нашей области «мало зарабатывает» (нормально он тут зарабатывает), а по другим причинам. Во-первых, проект фестиваля — это в организационном отношении обычный гастрольный проект с единственным спонсором-благотворителем, несущим всю полноту финансовой и прочей ответственности. И как только единственный спонсор решает, что проводить этот проект ему почему-то нет резона — он в полном праве закрыть проект просто потому, что именно он несет за него всю полноту ответственности. Вторая причина, на которую не обращают внимание критики Дерипаски: этот проект только воспринимается нами, как «городской», а на самом деле он находится, так сказать, внутри корпоративного контура группы компаний «Русал». В настоящее время это корпоративный проект (что-то вроде «помощи нашего большого предприятия малым городам»), и решение о его проведении принимаются прежде всего исходя именно из внутрикорпоративной логики, которую простые наблюдатели не видят.

Как так вообще получилось, что в городе, до сир пор продолжающем считать себя «культурной столицей Сибири» (это уже давно звучит смешно, но все еще по инерции произносится) оказалось возможным проведение культурных мероприятий, полностью финансируемых столичными спонсорами?

Поэтому, вместо того, чтобы предъявлять претензии Дерипаске, уместно было бы задать себе другой вопрос: а как так вообще получилось, что в городе, до сир пор продолжающем считать себя «культурной столицей Сибири» (это уже давно звучит смешно, но все еще по инерции произносится) оказалось возможным проведение культурных мероприятий, форумов и фестивалей, полностью финансируемых столичными спонсорами? Мероприятий, в которых город принимает участие только через предоставление места проведения? Как так вышло, что важный для города фестиваль оказался просто пунктиком в чьей-то корпоративной благотворительной программе, и ни город, ни область год назад даже не почесались принять в организации второго фестиваля какое-то деятельное финансовое и организационное участие и войти в этот проект в качестве полноправных участников?

Ответ на этот вопрос существует, и даже не один, а два.

Во-первых, Иркутск давно уже отдал большие культурные события на откуп столичным людям, и не столько в денежном смысле, сколько — что важнее — в содержательном. Большинство крупных культурных мероприятий являются, по сути, просто гастролями знаменитых имяреков, и выбором гастролеров, всеми переговорами с ними и всеми согласованиями давно занимаются люди, живущие в столице. Это удобно: меньше работы иркутянам, а если еще и деньги московские — так и вообще прекрасно, кто же не любит халявы?

А во-вторых, когда за организацию берутся москвичи — меньше ответственности на местных чиновниках. И если на мероприятии заезжий гость вдруг что-то не то сказал или сделал — так мы же только предоставили площадку, а за все остальное отвечает столичный организатор! А чем меньше ответственности — тем больше шансов, что тебе внезапно не прилетит по голове.

Фотография: БГ Иркутск, 2017

Возьмите, например, программы литературных мероприятий, организуемых нашими местными культурными институциями (в сравнении с программами, например, двух книжных фестивалей, прошлого и не состоявшегося) — это же такая тоска и духовность, что хоть сразу ложись и торжественно помирай во славу русской культуры. Наши местные чиновные деятели культуры (а других деятелей культуры тут нет) — это практически саперы, не имеющие права на ошибку. Поэтому они и перестраховываются, поэтому и закладывают во все свои мероприятия столько духовности, сколько может физически вынести человеческий организм, по максимуму. Потому что малейший косяк по этой части, малейший прокол, малейшая жалоба на недовложение духовности, и сразу: а кто профинансировал мероприятие? Ты? — значит, ты и будешь отвечать.

И в этом отношении, конечно, хорошо, что есть такие штуки, как прошедший год назад иркутский книжный фестиваль. Организаторы — люди столичные, гораздо более свободные в своих предпочтениях и решениях и не связанные угрюмой и мертвящей местной ответственностью «как бы чего не вышло, а нам здесь еще жить». И поэтому гости, приезжающие на книжный фестиваль из других городов, не бубнят про несчастную духовность в замогильной тишине (как это порой происходит на литературных мероприятиях, организуемых в Иркутске «своими силами»), а ведут с читателями свободный разговор, интересно говорят и интересно думают. С ними в Иркутск все-таки прилетает какой-то дух свободной речи и живой литературы.

Если за дело берутся местные культурчиновники, тогда почти гарантированно получается торжественный молебен перед коллективным перелетом на кладбище.

Вот так и получается замкнутый круг. Либо за дело берутся столичные ребята, и тогда получается интересно — но тогда все зависит от спонсора, который в случае чего всегда поставит свои интересы превыше всего, так уж устроены все спонсоры. Либо за дело берутся местные культурчиновники — и тогда почти гарантированно получается торжественный молебен перед коллективным перелетом на кладбище.

Некоторые спрашивают: а какая тут может быть идеальная модель? Совсем идеальная — это местные деньги и нанятые за эти деньги столичные организаторы, у которых есть успешный опыт проведения таких мероприятий, и которым при этом предоставлен карт-бланш в формировании программы. Тогда, по крайней мере, не будет таких нелепых форс-мажоров, как со вторым фестивалем. Но это — модель идеальная, то есть в силу очевидных причин невозможная. Менее идеальная модель — городу или области нужно входить в такой проект вскладчину со спонсором, в этом случае при внезапном исчезновении спонсора мероприятие состоится, пусть даже и в усеченном формате. Но полностью устраняться городу или области, как это произошло сейчас со вторым фестивалем — это, конечно, просто какой-то позор, как говорил товарищ Швондер.

Говорят, впрочем, что какая-то часть запланированных мероприятий книжного фестиваля все-таки сохранится: например, точно приедут французские писатели, есть писатели местные, будут конкурсы, которые планировал Саша Верхозин — в общем, иркутская команда фестиваля, как говорят, работает над тем, чтобы провести то, что можно провести без участия сошедшего с корабля дорогого спонсора. И это хорошо, свободный книжный фестиваль должен остаться в культурном календаре.

В общем, если даже ложечки в конце концов и не нашли — будем наслаждаться хотя бы поучительным и вполне, кстати, литературным осадочком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.