ТЕКСТ: СВЕТРАЛА ШЕВЧЕНКО 7.12.2017 ФОТОГРАФИИ: КИРИЛЛ ФАЛЕЕВ
Театр кукол — символичный. А. Эфрос (советский режиссер театра и кино — примеч. автора) однажды сказал, что «Утиная охота» А. Вампилова — это чисто символическое произведение. Мне показалось очень интересным это замечание, и я задумался о постановке спектакля по этой пьесе. Ведь по сюжету главный герой Зилов выдумал для себя нереальный мир. Люди, окружающие Зилова, немного карикатурные. А именно театру кукол, как никакому другому, удается на сцене передать ирреальное пространство с помощью метафор, символов и гротеска.
Идея поставить спектакль по пьесе А. Вампилова возникла довольно спонтанно. Можно сказать, родилась из шутки. На одной из пресс-конференций в Москве был главный режиссер театра «Аистенок» и мой близкий друг Юрий Уткин. Он в полушутливом тоне спросил, когда же я займусь постановками в родном городе. Я в тон ему ответил: «Что поставить? Ты же Уткин, значит, „Утиную охоту”». И мы вместе посмеялись над этим. Но мысль оказалась хорошей: стали развивать идею, придумывать вместе детали спектакля. Набрались смелости и решились на этот эксперимент. То, что это дерзкий эксперимент и для меня, и для ребят, я не скрываю.
И вот мы уже на протяжении года работаем над проектом. Летом я приехал в Иркутск, чтобы трудиться над постановкой вместе с актерами. Надеюсь, что вместе у нас все получится.
В спектакле будут задействованы планшетные куклы (чтобы такая кукла «ожила», необходима поверхность — пол, паркет или настил сцены, который называется планшет — примеч. автора). «Утиная охота» покажет планшеты-символы в виде букв. Они не только сформируют пространство, но и станут «основой» для героев. Например, на планшет-букву «Т» посадим Толю Саяпина, «И» — Иру, «В» — Веру и т.д.
В «Утиной охоте» прозвучит живая музыка, и для меня это очень важный момент. Зрители услышат советские песни в исполнении вокально-инструментального ансамбля «Незабудка». Для меня также важен ритм в спектакле: чтобы зритель не уставал и чувствовал пульс произведения.
В финале (осторожно, спойлер – прим. редактора) бетонная плита давит Зилова. Но в ней есть окно, и это спасает героя. Хочется дать зрителю свет, надежду. Хочется заставить задуматься и, может быть, переосмыслить собственные поступки, изменить что-то в своей жизни.
Я проповедую не такой театр, в который шли бы все подряд. Здесь идет речь о тонких психологических вещах. Мне ценен зритель, которого заинтересует постановка пьесы в театре кукол, который придет не ради того, чтобы запостить в соцсетях отзыв о спектакле, а чтобы размышлять над философскими вопросами и искать ответы в своей душе. Тогда и атмосфера в зале будет соответствующей, и получится выстроить диалог актера и зрителя.