ТЕКСТ: СВЕТЛАНА ШЕВЧЕНКО 7.12.2017 ФОТОГРАФИИ: АНАТОЛИЙ БЫЗОВ
Трагедия происходит во времена правления Федора I, сына Иоанна Грозного. Нравственный конфликт царя развивается на фоне противоборства между жестким и хитрым Борисом Годуновым и гордым и прямолинейным Иваном Шуйским. Все старания помирить давно враждующих не имеют успеха и лишь подталкивают Федора к серьезному решению — заключить Шуйского и его приближенных в тюрьму за измену. Не допустить разлуки с любимой и защитить всё, что так дорого сердцу — ради этого царь готов на всё. Ропот в народе, наступающее войско хана, загадочная гибель юного царевича Дмитрия в Угличе — вереница горестных событий обрушивается на Федора I.
Как утверждал сам Алексей Константинович, бездействие царя становится причиной всех несчастий. Так ли это? В том ли дело, что конфликт между чувством и долгом, Народом и Властью, любовью и ненавистью существует испокон веков? Или дело в том, что в атмосфере чувствуется то гнетущее, темное, устрашающее, что зовется Смутой?
Роль Федора Иоанновича в театрах России играли Павел Орленев, Иннокентий Смоктуновский, Иван Москвин, по-разному представляя глубину образа. Царя в постановке драмтеатра исполнил артист Сергей Дубянский — он отразил стремление служить Богу со всей любовью, человечностью и душевной теплотой. Федор I способен согласиться со многим, быть излишне уступчивым, но когда дело касается его семьи, то он приобретает твердую уверенность в своих поступках. Невероятно яркий и неизбывный трагизм царя в исполнении Дубянского заключается в импульсе добра и света, который сталкивается с непреодолимым препятствием в виде ярости, мести и ненависти окружающих:
«Хотел добра, Арина! Я хотел
Всех согласить, все сгладить, — боже, боже!
За что меня поставил ты царем!».
На фоне светлого и миролюбивого царя эти исторические образы выглядят по-настоящему зловеще. Они страшны в своей жажде мести. Передать ужасающие чувства позволяет союз режиссёра и актера: предельная точность и отсутствие отступлений в сторону предает Годунову и Шуйскому тяжеловесность и хладнокровность, которые выражаются главным образом в психологических портретах.
Декорации — белые полотна со следами кровавых сражений — отсылают одновременно и к царствованию Ивана Грозного, одного из самых жестоких царей, и к неотступно приближающейся Смуте — эпохе не менее чудовищной и темной. Постепенно резкий контраст белого и красного поглощается нарастающими декорациями, которые переносят зрителя в царские покои. Не остается никакого сомнения, что ты оказываешься в другой эпохе, ощущаешь аромат от тысяч горящих лампад… Но при этом кровавый символ из полотен остается на сцене, словно напоминая о неизбежности и трагическом исходе. Что это? Предзнаменование или напоминание о прошлом? И то, и другое.
Размышляя над актуальностью трагедии, приходишь к выводу: противостояние темного и светлого, низменного и возвышенного будет всегда и в любую эпоху найдет отклик у зрителей. Зачем же Бог поставил Федора Иоанновича царем? Наверное, затем, чтобы поселить надежду в сердцах людей. Даже в тёмные времена можно найти счастье и сражаться за любовь, если не забывать обращаться к свету.