Прямая речь: артист драмтеатра Сергей Дубянский

ЛЮДИ· 14 МАЯ 2018
Прямая речь: артист драмтеатра Сергей Дубянский
Молодые артисты иркутского драмтеатра, выпускники-щукинцы — наша любовь, которую трудно скрыть. Поговорили с Сергеем Дубянским о работе и о профессиональной честности.


ТЕКСТ: СВЕТЛАНА ШЕВЧЕНКО 7.12.2017 ФОТО: ПРЕСС-СЛУЖБА ДРАМТЕАТРА

Когда судьба стучится в дверь

В детстве у меня не было какой-то определенной профессии мечты, но я твёрдо знал, что хочу помогать людям, делать мир лучше, как пожарные, милиционеры, врачи. И герои со страниц книг и из кинофильмов внушали, что такая возможность есть.

То, что я стал актёром — это судьба. Со школьной скамьи до студенческих лет участвовал во всех театральных постановках. На первом курсе в политехе с театром-студией «Под знаком Водолея» я был на фестивале «Алые Паруса». Мы показывали спектакль «Сотников» по повести Василя Быкова. Там меня спросили, почему не поступил в театральное. Тогда я подумал: «Если откроют в Иркутске филиал Театрального училища им Бориса Щукина, то пойду и поступлю!». И через месяц узнал о целевом наборе на базе драмтеатра.

Казалось, само небо говорило: мы даем тебе шанс, ты должен им воспользоваться. В итоге я стал десятым на конкурс из десяти бюджетных мест. Это была судьба. Здесь я нашёл себя. Теперь не могу представить, что мог бы заниматься чем-то другим. Театр — моя жизнь.

До третьего звонка

В марте состоялась премьера спектакля «Царь Фёдор Иоаннович». Для режиссёра Станислава Мальцева было важно, чтобы мы как актёры выросли после постановки и открыли новые грани своей личности. Поначалу он боялся видеть меня Фёдором Иоанновичем, потому что у артистов, играющих князя Мышкина, есть огромный соблазн уйти в эту роль. Но мне дали возможность, и вместе мы создавали что-то новое. Работа была очень непростая, потому что помимо темы духовности и религии поднимались темы борьбы человеческих чувств.

«Царь Фёдор Иоаннович» — о том, что люди должны оставаться людьми. Нет правых или неправых персонажей, у каждого своя трагедия. Хороший спектакль никогда не дает точного ответа на вопрос, и, если он заставил зрителя всерьез задуматься, то тогда он успешен.

Честность — превыше всего

Когда незапланированная реплика актёра встраивается в тональность спектакля, то она способна растопить лёд между театром и зрителями. Как, например, было с Иннокентием Смоктуновским много лет назад. Один из зрителей на спектакле крикнул: «Не слышно!», в ответ от актёра он получил: «Зато видно!». Смоктуновский был в образе, продолжил играть, но при этом сумел установить особый контакт с залом. А если актёр ведет себя неподобающим образом на сцене, то это значит, что он нечестен со зрителем, уже априори в другом состоянии и не может донести изначальный замысел автора и режиссёра.

На кафедре добра

Театр — это место, с помощью которого можно сделать мир светлее и лучше. Ни телевидение, ни интернет не способны уничтожить его — он жив и будет жить. Положение театра непоколебимо и становится сильнее, и политика с религией начинают прислушиваться к нему.

Сейчас модно говорить о бесцельности искусства. Но ничего подобного: искусство несёт добро в мир, это самое важное. Возможно, это последнее, что может хоть что-то донести до человека. Актёры честны в театре, и когда зритель приходит на спектакль, то необходимо поселить в его душе какое-то странное чувство, которое не даст ему покоя. Зритель выйдет из театра, не понимая, что с ним происходит. Эта мысль будет беспокоить его и дома. Говорят, нельзя полностью изменить человека. Но я хочу верить, что на утро он проснётся чуть-чуть другим. И с каждым последующим спектаклем зритель будет меняться, и это странное чувство будет всё сильнее и сильнее. И оно настолько укоренится в человеке, пока он не станет совершать добрые дела.

На мой взгляд, театр — кафедра добра. Мы напоминаем, что быть добрым и честным — это правильно во все времена. Если каждый из нас станет чуточку лучше себя вчерашнего, то вполне возможно, что и жизнь станет ещё прекраснее. Театр стучится в души и сердца людей, пытается изменить их к лучшему.

Смеяться разрешается?

Иногда трудно сдержать смех. Как-то на втором курсе в спектакле «Бабьи сны» (на основе произведений А.П. Чехова — примеч. автора) играл сразу три абсолютно разные роли: чиновника-подхалима, опустившегося на дно жизни, кучера с душой нараспашку и маленькую старушку. Помню, как во время серьезного монолога одного из героев я в образе старушки очень комично пил водку и удивлялся, почему все смеялись. Я не мог остановиться: трясущиеся руки, сморщенное лицо, особый азарт, с которым опрокидывалась рюмка за рюмкой…. Это надо было видеть.

То, с чем уходит зритель после спектакля — не просто эмоции, это душевное преображение. Мы хотим, чтобы человек был и оставался человеком, чтобы не терял свою душу.

Или, например, в одной из сцен «Макбета» я прихожу к герою, чтобы сообщить ему печальную новость, и вдруг вижу, что у него отклеился ус и болтается под носом. И ему, и мне жутко смешно… Но мы все же нашли в себе силы доиграть сцену и уже за кулисами насмеялись вволю.

В таких случаях артист словно выпадает из структуры спектакля, «раскалывается». И это не всегда плохо — неожиданный смех в драматичный момент может взволновать человека и проникнуть глубоко в душу. Дело не в усах, взрыве смеха или нервном перенапряжении, а в том, как образ будет психологически построен и искренен.

Трудовые будни

К каждой роли требуется подход и свой источник вдохновения. К одной можешь готовиться несколько дней, постепенно нагружая себя обстоятельствами истории, а для другой достаточно и «свободной» подготовки. Как правило, последнее относится к комедии, где излишняя загруженность может помешать развитию спектакля. Вдохновение я черпаю в книгах, фильмах, других спектаклях. Но главный источник — это моя семья, самые важные люди в моей жизни. Они помогают справиться с любыми трудностями и своей верой дают мне силы, даже когда кажется, что сил совсем нет.

Я постоянно ищу интересные формы для воплощения образов на сцене, и часто старшие товарищи по театру помогают мне в этом: дают советы, поддерживают, делятся опытом. По возможности смотрю спектакли, подмечаю игру разных актеров, когда путешествую. Чему-то можно научиться у человека, но полностью ориентироваться и подражать не стоит. Каждый индивидуален, и то, что хорошо для одного актера, может быть вредным для другого. Если будешь пытаться подражать, то ты не будешь собой и не сможешь через свой образ донести проблему до зрителя. Тогда исчезнет необходимая для театра честность.

В приметы стараюсь не верить. Исключение: если ты уронил сценарий во время репетиции, то нужно сесть на него. Так избежишь неудачи.

Время от времени оглядываешься назад, анализируешь роли — от первой в спектакле «Завтра была война» до князя Мышкина и царя Фёдора I — и понимаешь, что каждую любишь одинаково. Артист не может любить определенную роль. Что это значит? Если бы так было, в одних случаях он бы играл на все 100%, а в других — на 10%? Нужно любить все свои роли, уважать авторов, коллег, режиссеров, ценить командную работу и всё, что происходит в театре. Также и не стоит мечтать об определенной роли, потому что возможное разочарование будет равносильно творческому удару.

Что наша жизнь? Игра!

Надеюсь, что в будущем продолжу играть в новых спектаклях. Например, я хотел бы попробовать себя в роли героя с раздвоением личности, когда артист на сцене один, а играет нескольких. Это было бы интересно — находить личные творческие грани и перевоплощаться на ходу.

Важно постоянно развиваться, совершенствовать свои навыки, подмечать то, на что другие не обратили бы внимания, познавать мир вокруг себя… Потому что быть актёром — это значит учиться этому всю жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.