люди· 19 марта 2018
Степан Шоболов об искусстве, бунте и философии
Художник нечасто дает интервью и участвует в выставках, но его знает вся богемная молодежь. Он создает концептуальные работы про город в руинах и коллективное бессознательное в поисковых системах.
ТЕКСТ: САША ПОБЛИНКОВА 7.12.2017 ФОТО: МИША ОХОЦКИЙ
ТЕКСТ: САША ПОБЛИНКОВА 7.12.2017 ФОТО: МИША ОХОЦКИЙ
Степан окончил иркутское художественное училище. В 2017 году получил степень бакалавра по искусствоведению, писал работу по акционизму в искусстве. В прошлом году у Степана сгорела мастерская, больше всего он грустит не о картинках, а о кошке, которая там осталась. Сейчас художник работает дома, для себя пишет картины про город в руинах и гугл-картинки. Рисует, в основном, акрилом на холсте, но рисовать на стенах тоже любит, сейчас много работает с карандашной графикой.
Как ты начал рисовать?
Я поступил в художественное училище на монументально-декоративное отделение, проучился год, попал в кризис. Бросил все и поехал в родной город. Мне было скучно, и я начал рисовать. Оказалось, что это одно из лучших дел, которым я занимался в жизни. У меня отец художник, мама тоже. Мой родной город Усть-Илимск, захолустный и недалекий, но интересен тем, что в при строительстве туда приехало много творческой и талантливой молодежи, появились мастерские для художников, атмосфера. Я учился в художественной школе, рисовал с детства, вокруг меня был весь этот мир. У отца тогда была мастерская прямо в квартире, у меня под рукой всегда были краски, куча книг с иллюстрациями.
Ты сейчас в какой-нибудь творческий союз или организацию входишь?
Я состою в союзе художников с две тысячи двенадцатого года, но редко там появляюсь. Вступил в первую очередь для того, чтобы получить мастерскую. Ну и еще союз проводит выставки, но они довольно архаичные, и я все меньше вижу смысла в них участвовать.
Представляешь свои работы в музее?
Я не думал об этом. На самом деле, в музей попасть нетрудно, не в Лувр, конечно, но в наш иркутский. Думаю, мне нужно еще порисовать, сделать пару выставок, умереть, и все, пара моих работ там точно окажется.
Ты довольно редко делаешь выставки, почему?
На выставке обычно чувствуешь себя идиотом, все смотрят не на картины, а на тебя. Нелепые поздравления эти. Хочется, чтобы люди просто погрузились в мои работы, поэтому мне нравилось работать в мастерской. Одно время у меня там не было компьютера, и стояла одна картина, я полгода ничего не рисовал. Это была самая крутая выставка, потому что смотреть было больше не на что, и невольно посетители все глубже изучали ее, открывая новые смыслы и образы.
Искусство сейчас вообще рентабельно?
Это убыточное дело. Я еще занимаюсь росписью интерьера, этим можно заработать. А искусство прибыли не приносит, у меня покупают пару картин в год, были времена, когда я на этом что-то зарабатывал, но это несерьезно.
Кто покупает твои картины?
В основном, друзья. Они стали взрослеть и прилично зарабатывать: могут позволить себе покупать предметы искусства. Мой зритель всегда был моим сверстником, либо моложе. Мои картины нравятся детям и подросткам, и это приятно. Когда я где-нибудь выставляюсь, и дети ходят, смотрят эти пятна (когда говорил пятна имел ввиду других художников, не себя), видят в них инопланетян или что-то еще, и радуются, это круто.
Манифесты и акции — твоя история?
Я традиционный художник. Не знаю, как жизнь повернется, но вряд ли. Мне просто нравится рисовать, когда что-то появляется у меня из-под рук, оживает. Я никогда не пытался взять на себя роль современного художника, я занимаюсь традиционным жанровым искусством.
Расскажи про работы по мотивам поисковых систем?
К этому проекту я трепетно отношусь, он как исследовательская работа. Мне для работы постоянно нужны образы, я их в Гугле ищу. В какой-то момент это начало завораживать. Я вводил разные запросы и пытался определить, что он мне выдаст, опираясь на общеизвестные понятия: власть, религия. Это ведь тоже проявление коллективного бессознательного. Например, по запросу «самая красивая девушка» Гугл выдал бесконечное количество фотографий: африканскую девочку, Мисс Вселенную две тысячи шестнадцатого года, были еще какие-то страшные женщины, все настолько разные, что захотелось собрать их в один образ. От такой работы аж холод по спине, она завораживает. Это один из моих самых концептуальных проектов, я на него ставки делаю.
В каждой серии твоих работ есть концептуальный бэкграунд, кто из философов тебе ближе и почему?
Мои познания в философии минимальны, но, с точки зрения практики, наиболее приемлемы для меня анархизм и экзистенциализм. Все по сути бессмысленно, мы заброшены в этот бесконечный мир, и единственное, что можно делать: бунтовать или дезертировать. Я выбираю бунт в плане действий, созидания, несмотря на бессмысленность окружения. Смысл исходит из нас.
Ты не любишь фотографироваться, какие причины?
Есть профессионалы, которые умеют торговать своим лицом, это их профессия, я в этом плане плох. Сколько бы раз я ни фотографировался, мне потом всегда за это стыдно, да и не только за себя, а за многих «внутресоциальносетевых» людей. Вот была бы у меня какая-нибудь здоровая шишка на голове или вмятина, я бы с удовольствием это показывал, мол, смотрите, какой я уникальный человек. Я, конечно, как и все, пользуюсь инстаграмом, выкладываю туда свои работы, это и есть мое лицо.
Материал предоставлен журналом «Ирк.Собака.RU»