ТЕКСТ: НАСТЯ ДОЛГОПОЛОВА 17.12.2017 ИЛЛЮСТРАЦИИ: МАША МАРКОВА, КИРИЛЛ ФАЛЕЕВ
непонятно в каком часу и в каком бреду
стекленеет в хрустящий глянец или слюду
обмерзает в лёд, оставляет брешь.
это значит к тебе подступает тихонько осень
время скидывать шкурку, биться три раза оземь
раз уж выбрала быть царевной горы в колхозе
то пожалуйста, вот, держи, не облейся — ешь.
соблюдай скоростной режим, этикет и кодекс,
покупай овсяные хлопья, Данон и колдрекс
делай стартапы, ивенты, мэйкап и ботокс
пакуй это всё в свой сердечный пустой проём.
спи по ночам в однушке своей царевньей
не чувствуй ни боли, ни страха, ни землетрясений…
если осень вот так вот учит тебя смирению,
представляешь — какой — будет к зиме диплом?
Сборник называется по стихотворению, которое напечатано на обратной стороне обложки. Все, естественно, метафорично. Изначально мы даже покупали банки дешевой искусственной черной икры, раскидывали по книжке, заворачивали в золотые цепи, но в кадре это смотрелось просто ужасно. Ну а что такое роскошь, собственно, описывается в стихотворении.
до «никому в затылок не упираться»
роскошь — чувствовать эту дистанцию.
расстояние от «опьянен, как от лучших вин»
до «влюбился — беги, ибо любящий уязвим»
роскошь — жить, не выпрашивая любви.
расстояние от «Бог тебя любит и он един»
до «бога нет, я сам себе господин»
роскошь — уметь придерживаться середин.
если эту роскошь когда-то раздали тыщам,
если это и есть невиданные денжищи,
то я признаю себя — абсолютно нищим.
Бывают моменты, когда ничего не пишется недели две, и я думаю, что всё — стихов больше никогда не будет, надо смириться и идти мыть посуду. А потом внезапно приходит какая-то мысль и все начинается заново. Иногда нужно освободить голову от лишнего, чтобы было место для новых идей.
Одно из последних стихотворений появилось, когда мы катались на Ольхоне. Я тогда ехала 60 километров до Хужира и думала: «Только бы не забыть, только бы доехать и успеть записать!». Это стихотворение не подвергалось ни одной редакции, пока я ехала — все сложилось, осталось просто переписать. Как бы пафосно ни звучало, я просто проводник между тем, что мне надиктовали, и читателем.
Для меня езда на байке сродни медитации, потому что впадаешь в такое состояние, когда есть необходимость очень много думать о том, что ты сейчас делаешь — это вопрос безопасности. В такие моменты обостряется какая-то нейронная связь между телом и духом, голова очищается от лишнего. Мы живем в режиме многозадачности — делаем одно, а думаем уже о другом. Сложнее всего ведь просто прекратить поток мыслей в своей голове, а на мотоцикле это очень хорошо получается.
Для меня езда на байке сродни медитации, потому что впадаешь в такое состояние, когда есть необходимость очень много думать о том, что ты сейчас делаешь — это вопрос безопасности. В такие моменты обостряется какая-то нейронная связь между телом и духом, голова очищается от лишнего. Мы живем в режиме многозадачности — делаем одно, а думаем уже о другом. Сложнее всего ведь просто прекратить поток мыслей в своей голове, а на мотоцикле это очень хорошо получается.
Иногда я рыдаю, когда перечитываю какое-нибудь свое стихотворение — но это, конечно, немного перебор. Законченное стихотворение — это всегда законченная мысль. Мне как-то задали вопрос: «А вы сначала концовку пишете?», потому что стихотворение у меня, как правило, завершается сильным смысловым акцентом, но нет, все само складывается.
внутри воцаряется гладь, благодать и тишь,
ум становится пуст и чист, обнажён и прост,
закрывает свой рот, выпрямляется в полный рост,
и ты наконец-то слышишь — как ты звучишь.
ты стоишь на вершине скалы, а скала — отвес,
это личный алтарь твой, личный иконостас,
и господь тебе не помощник, и не помощник бес –
только вдох и глубокий выдох, и ровный газ –
ты же знал для чего и зачем ты сюда залез.
не затем чтобы адреналин запускать по венам:
это твой храм, твоя келья, господня спальня,
ты и раньше сюда приезжал, но теперь уверен:
что из всех известных тебе земных богоделен –
эта зубодробильня — лучшая исповедальня.
Большинство классических произведений, на мой взгляд, мягко говоря не соответствуют возрасту, в котором их изучают в школе. Мы, безусловно, все писали сочинения с умными словами и получали за них какие-то оценки, но это было не интересно ни нам, ни преподавателям, а многим школьная программа по литературе внушила нелюбовь к книгам. Поэтому здорово возвращаться к ним и говорить: «Да ладно, классно же!». И я сейчас уже с удовольствием написала бы это сочинение, потому что интересно. А когда тебе 12 лет, трудно понять лирического героя сорока лет, который много думал и все понял — это домашка и не более того.
Меня успокаивало то, что в «Примусе» был маленький зал, который, конечно же, все равно набился до отказа, многие стояли.
Слово «поэт», «поэтесса», мне кажется, со временем настолько обросло всяческими оттенками значения, что к себе я его сознательно применяю редко. Может, конечно, само определение должно меня возвышать над бытом, но ничего подобного не происходит. Всяческие пафосные формулировки всегда повергали меня в недоумение, но когда возникла необходимость как-то написать о себе, я не смогла найти подходящих аналогов. Поэтому от формулировки «поэтический вечер» мы никуда не ушли.
говоришь: я принёс — свой главный вопрос и страх:
отчего она ходит за мной во снах,
мне заглядывает в глаза?
глазами, что были море и бирюза,
а теперь — прозрачные, как слюда.
и глядит, будто я убил ее, задушил,
будто я — Синяя борода.
я не знаю кто мне её разрешил,
кто прописал мне её в кода.
и я просыпаюсь со знанием, что беда
не приходит одна.
но если она — свобода,
то я говорю ей — да.
А выдающейся поэтессой? Это было бы здорово, конечно. Но будет честным сказать, что я понимаю, как много сегодня и без меня разных поэтов и поэтесс. Если ты выбрал путь поэта, то надо остановиться на нем. Это не просто хобби, а основная работа, дело, которому посвящают всю жизнь.