Наталья Меркулова: кино иногда рождается просто из какого-то слова, кадра, мысли

ЛЮДи · 7 января 2018
Наталья Меркулова: кино иногда рождается просто из какого-то слова, кадра, мысли
Наталья представила иркутянам свой новый фильм «Яна плюс Янко» и выступила членом жюри Байкальского фестиваля регионального кино.

ТЕКСТ: САША ПОБЛИНКОВА 27.12.2017 ФОТО: АНТОНИНА ФРОЛОВА

Когда 11 лет назад я уезжала из Иркутска, у меня было очень пессимистическое отношение к городу, тогда я думала, что здесь не может возникнуть ни одной живой молекулы.

На Байкальском фестивале регионального кино вы уже во второй раз, он для вас как-то поменялся?

В самом начале этого был камерный междусобойчик при большом областном фестивале, а теперь, это уже самостоятельный организм, и мне очень нравится, что люди, которые его делают, работают не за деньги, а за идею. Они создают открытую питательную среду для других горожан. Сейчас появляется такое количество новых людей, новых глаз, чувств, мыслей. И мне бы хотелось снять здесь кино, но это очень далеко от Москвы, логистика, техника и актеры — это все выльется в невероятные суммы, это как уехать снимать заграницу.

Если сравнивать фильмы участников первого фестиваля и сейчас — вырос ли уровень работ?

Я не могу сказать, что это каннский уровень работ, но, на мой взгляд, он и не должен таким быть, потому что это фестиваль регионального кино. В нем участвуют молодые ребята, которые делают свои первые шаги, но у них уже появляется свой киноязык. Это говорит о том, что люди правильно выбрали профессию и, возможно, у них получится делать настоящее кино.

Одно дело уехать в столицу, устраиваться в существующую индустрию, это правда тяжело и многих доводит до депрессии, чтобы туда втереться, нужно быть очень стрессоустойчивым, и после каждого падения подниматься, и это все еще не считая таланта. Многие не выдерживают, потому что нужно обладать какой-то кожей в десять сантиметров. Совсем другое дело начинать все это строить здесь с нуля.

Иркутяне считают вас своей. А вы сейчас больше иркутянка или москвичка?

Здесь я долго работала журналистом. Но в работе журналиста, как и в кино, важен герой. Так мне открылась документалистика: наблюдение за героем, «подглядывание», это очень увлекательный процесс. В Москву я улетела «на автопилоте», с одним чемоданом, нужно было как-то зарабатывать. Я пошла учиться писать сценарии для сериалов, «мыльного мыла». Начинала с самых примитивных сериалов, впрочем, тогда я так не считала, мне казалось, что и это уже кино.

Я всегда говорю, что я иркутская, это понятная для меня «корневая» система.

Вообще я всегда хотела сама снимать, но для этого мне нужно было какое-то подтверждение со стороны, я не могла до конца в себя поверить и пошла на режиссерские курсы. Когда мастера и однокурсники подтверждают твое право на эту профессию, это помогает. Но начала снимать все равно с большими сомнениями.

То есть у вас тоже был так называемый «синдром самозванца», когда человек думает, что вот вдруг он сейчас всех обманывает?

Я постоянно борюсь с этой проблемой, думаю, что надо лучше маскироваться, чтобы все подумали, что я действительно умею это делать. И каждый раз, мне кажется, что невозможно приобрести достаточное количество опыта, чтобы почувствовать себя более уверенно и проще относиться к процессу.

Что вас побуждало каждый раз сделать новый шаг в карьере, сказать себе, что все, с этим хватит, я иду дальше?

Когда я только начала писать сценарии к сериалам, то была полностью увлечена этим, но со временем стала понимать, что я выхожу на улицу только ночью, и все, и вся моя социальная жизнь — это три раза пройти вокруг городского пруда. Видимо, это был не мой путь, я не могла существовать в такой изоляции. Постоянная работа над сценариями, дедлайны, все это стало для меня камерой пыток. Нужна была разрядка.

В своих работах вы показываете достаточно интимные вещи, о которых люди обычно не говорят, и просто встать и заговорить о них немного страшно, а вы берете и поднимаете эти темы. Почему?

Когда мы в работали с Анной Михалковой над новеллой для «Про любовь. Только для взрослых», это было настолько не ее амплуа, как в прорубь броситься. Образ интеллигенток уже сильно приклеился к ней, и мы с Алексеем Чуповым (соавтором) подумали, что было бы неплохо устроить какой-нибудь бедлам, который сорвал бы с нее этот ярлык. Благодаря тому, что она нам доверилась, все получилось.

Наталья сама пишет сценарии к своим фильмам. Она говорит, что это не является каким-то пунктиком, просто не может найти подходящих сценариев для себя: либо приходится полностью перерабатывать то, что попадает в руки, либо придумывать самой. Тем более, что опыт работы сценаристом помогает в творческом процессе. Говорит, что в работе ее вдохновляют искренние темы, откровенные и интимные.
Это связано с теми травмами и страхами, с которыми все мы сталкиваемся по жизни, они знакомы не только женщинам, но и мужчинам. Когда я снимала короткометражный фильм «Сестры» с Викторией Толстогановой и Викторией Исаковой, я тоже предложила им эксперимент. Эксперимент всегда возбуждает, ты пробуешь что-то новое.

Творческое выгорание — проблема многих талантливых людей. Фильм сдан — что дальше? Откуда вы берете силы на новую работу?

В производстве кино есть несколько серьезных этапов: написание сценария, его проработка, кастинг, съемки и монтаж. Фактически каждый фильм занимает два года жизни, и когда его заканчиваешь, понимаешь, что отдавался этой работе полностью, нигде не попытался схалтурить, но тем не менее, ты не знаешь, как получился фильм. Два года тратятся и на хорошее кино, и на плохое.

Каждый раз, когда все заканчивается, наступает «отходняк», но потом, тут же начинается что-то новое, наверное это и помогает заряжаться и не выгорать.

Материал предоставлен журналом «Ирк.Собака.RU»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.