ТЕКСТ: САША ПОБЛИНКОВА 7.12.2017 ФОТО И ВИДЕО: ОЛЬГА ИВАНОВА, СТАС ТОЛСТНЕВ
Завтрак на скорую руку, чуть более медленный кофе, мытье палубы, выход на линию старта. Финиш сегодня будет определен по ситуации, то есть по наличию ветра. Его маловато. Погода идеальна для отдыха на воде, но, увы, куда менее благоприятна для гонки.
Три капли джина за борт — удачи нам в пути. Пара часов в штиле, и судьи принимают решение сделать финиш до обеда. К чему насиловать себя? С восторженными криками прыгаем за борт купаться. Вода всего около 16 градусов — но какой теплой она кажется!
СПА-процедуры по-байкальски — это намылиться на палубе и прыгнуть за борт. Еще пара дней, и такой утренний душ войдет в привычку. Вместо фена — байкальский ветер, вместо лабутенов — босые ноги, вместо дежурного макияжа — веснушки во весь нос.
Сегодня в гонке фортуна на стороне тех лодок, кто до этого отставал, но это ничуть не портит матросам настроение. Отстали, зато искупались.
У нас на борту гости — иркутский фотограф-путешественник Стас Толстнев. Позируем изо всех сил и демонстрируем лодочный быт экипажа для хроники регаты: Аня играет на дудуке, Руслан спит на носу, Стас настраивает спиннинг, а я режу баклажаны к обеду. В штиль есть время для всего этого.
Капитан дает команду: сегодня день каникул. Назавтра запланирован большой переход до Малого Моря, а это может занять до полутора суток, нужно запастись силами. И, кажется, оптимизмом.
Покой. Такое чувство, словно природа и паруса обнимают тебя целиком. Мобильный выключен уже третий день, он лежит где-то в на дне рюкзака, и весь мир вполне может подождать. Ни одного назойливого мессенджера, ни одного дедлайна или срочной сплетни века. Только здесь и сейчас. Такое бывает на Байкале: в какой-то момент ты ловишь это невероятное состояние покоя и понимаешь, что помимо гор и воды тебе, в общем-то, ничего в жизни не надо.
Между тем, мы подсчитали, поездка на регату на Байкал — это довольно бюджетный вариант отдыха на озере по сравнению с другими форматами, если учесть расходы на турбазу, экскурсии и еду. А увидеть красоты можно в разы больше — ведь ты почти не привязан к месту, разве что на ночь.
Пионерский вечер в бухте Песчаная. Морячки сошли на берег и радуются жизни: баня, дискотека, сагудай. И нам в бухте рады, да здесь всем рады, потому что праздник у отдыхающих каждый день, а гости — это еще и новые лица. Высокий сезон в Песчанке — это исторически один из самых популярных курортов на Байкале. Добраться сюда — не так и просто, только по воде. Шутим о том, что Песчанка — это почти что остров Сирен, она затягивает.
Романтические настроения у всех в регате: кто-то нашел Сирен, а мы сходили погулять в бухту Бабушка, а потом отправились смотреть на звезды. Над Байкалом они кажутся особенно огромными. Заодно вспомнили все хорошие костровые песни юности, и про Надежду, и про изгиб гитары желтой. Кажется, в горах мелькают отблески костра, которых на самом деле нет.
Лежишь на спине, над тобой километры неба, воздух соткан из ночи, сосен и бриза. Никуда не нужно спешить и провести бы так венчость. Это все про Байкал.
Вернулись на яхту, а нам там и рады до благодушного ворчания. Пока морячки резвились на берегу, наш капитан Стас и Аня провели совсем не томный вечер, перешвартовав вдвоем яхту раз шесть подряд — на стоянке постоянно менялась позиция яхт и кораблей. А мы-то думали, что всем нужно немного тишины и уединения.
Кто-то развлекается безнадежной рыбалкой, а мы все больше становимся похожи на дружный пионерский отряд: строимся вокруг нашего капитана и под бодрые песни из мультфильмов идем на сопку Идол — посмотреть на Байкал с суши и с высоты. Отдых перед переходом у нас, конечно, странный и не очень похож на праздный релакс: поем песни, лезем в горы.
Перед выходом в море стараемся завершить важные дела: отправить смс родителям («Мама, шапка при мне, все в порядке, сгорели коленки»), попрощаться с новыми друзьями с танцев, помыть голову, разумеется. Попутно нужно убрать признаки «оседлости» с палубы: полотенца, кружки, носки. На яхте все вещи сушат, завязав за леера или заткнув за фалы. Так что лодка на стоянке немного похожа на прачечную, или на коммунальную квартиру, коей она, по сути, и является.
Ветер нам благоволит: задул Баргузин. Капитан отдает команды, дзен закончился, появилась спортивная собранность. Скорость, крен и волна — вот наши спутники сегодня. Дружно болтаем ногами над пресными брызгами — открениваем лодку.
Вечером начали готовиться к ночевке в море: надели все теплое сразу. Байкал решил нам показать, что здесь бывает не только круиз, но и легкий экстрим и «веселые старты». Но ветер для яхтсмена — подарок, так что нам ли сетовать?!
А вот сильные и короткие волны — сюрприз для тех, кого может укачать. Мой личный партнер перехода — таблетка «Драмины» (тут безо всякой рекламы!).
Мы снова разбрелись по Байкалу, встретимся уже на Малом Море, в точке финиша. Сжились с ситуацией и бытуем: едим макароны по-флотски, говорим о равенстве полов и обсуждаем, как мы пойдем в позную, когда пришвартуемся в МРС (поселок на Малом Море).
Но успех всех планов в руках озера, оно же почти море, А на землю мы пока смотрим со стороны, и этом тоже часть походной романтики. Такой же, как букет лилий, которые Стас принес на лодку на старте. Забегу вперед: эти лилии прожили 10 дней в отличном состоянии. Вот что значит «по любви»!
— Саша, скоро вы станете русалкой, — предостерегает меня капитан лодки «Каприз» Владислав.
— С чего бы это?! — уточняю и я и попутно расчесываюсь пятерней.
— Вы не подумайте, это чудесно! Просто все девушки, которые часто и много купаются, могут стать русалками.
В ночи мы виртуозно освоили не только откренивание, но и кучкование — от ветра и сна. В ночь перешли на питание крекерами. Вахту мы вводить не стали — каждый чувствовал себя так ответственно, что спал всего по паре часов. А потом назад, к попутному ветру и волнам, что тщательно умывают лицо.
Признаюсь: малодушно испугалась в тот момент, когда мы начали брать рифы на гроте. значит, ветер действительно сильный. Изученная в Байкальской парусной школе теория теперь пригодилась на практике.
Моя каюта в носу, и в те предрассветные часы, когда мужская часть экипажа выгнала меня спать, волны с размаху врезались мне в голову.
Понимаете, 20 взрослых людей устроили себе добровольное испытание морем на фоне полного здоровья.
Пока я билась снами о волны, мои друзья пережили гораздо более неприятные моменты: чуть не врезались в рыбака, который решил расположиться на озере без фонаря, а потом, пока капитан спал, немного сменили курс и чуть не ушли в Бурятию.
Проснулась около четырех утра — на Байкале уже рассвет. Увидела волны за кормой, потом с носа — и немного испугалась. Но уже видны берега Малого Моря, а значит, скоро финиш. Мы уже обогнали судейскую лодку, и на полных парусах мчимся к точке финиша, где нас ждет крепкий сон и, конечно же, позная!
Бухта Загли на острове Ольхон — точка финиша. Яхта «Ласточка» опередила нас на 1,5 часа, она же приняла у нас финиш. Но зато судейскую лодку мы обошли. Радуемся концу гонки и шторма, и тут же мчимся в поселок МРС за позами.
По шесть штук каждому — вот порция яхтсмена. Надо бы уже, наверное, лечь спать, но все еще немного лихорадит. И еще есть чувство маленько спонтанного подвига, который свершился. Есть такое чувство, словно ты сделал что-то важное, за что можешь себя уважать. И чем можешь немного прихвастнуть.
Днем отсыпаемся после ночного путешествия. Готовим сагудай (впервые делала это своими руками), идем в баню и крепко, от всей души, спим.
Какая баня, спросит читатель, — вы ведь намедни там были! Но бани на Байкале много не бывает. Яхтинг и так очень чистый вид спорта, но мы моемся так увлеченно, что и вовсе блестим носами. А на самом деле — после морозной ночи, хорошо как следует прогреть бока у печки. И в Байкал занырнуть, без этого теперь никак.
В этот день мы почувствовали разницу между парусными и автомобильными путешествиями: на острове Ольхон сломался один из паромов, и очередь машин растянулась на многие километры. Люди не могли попасть домой с отдыха, и, надо полагать, чувствовали себя в этой очереди совершенно ужасно. У нас на воде пробок нет — бывают нюансы со швартовкой, но это несравнимые величины.
Завели себе немного домашних животных. Сначала на гике поселился паучок, потом прибились к нам мотылек и стрекозка. Осталось только найти правильного котика.
Сегодня в наш экипаж прибыла фотограф Ольга, она тоже учится в Байкальской парусной школе и мечтает не только поснимать процесс, но и немного потягать шкоты. Правда, экипаж уже сладился, и для фотографа осталась только работа по специальности. И помощь с приготовлением обеда. А мы как команда уже, кажется, вошли в ту фазу, когда понимаем друг друга почти без слов и можем ограничиваться внятными междометиями.
Сегодня Байкал показал нам первую за всю регату грозу с дождем — это, конечно же, не помешало купанию. Мы встали на якорь в симпатичной маленькой бухте, поймали сотовую связь. И на несколько часов экипаж ушел в свою обычную виртуальную жизнь с заказчиками, дедлайнами и переговорами. Смотрю почту краем глаза: так накрыло Байкалом, что про работу и думать не хочется.
К ночи лодочки начинают собираться в кучку — вместе ночевать веселее. Поиграли в шарады и в «Крокодила» с экипажем «Ласточки». Тем временем нашлось немного кефира и случились оладьи без особого случая. Пока мы жевали оладьи с земляничным вареньем, на небе высыпали бесконечные звезды. Фотограф Ольга отправилась со спальником ночевать на палубу, а мы еще читали друг другу сказки на ночь и думали о хорошем.