Игры разума: интеллектуальные викторины Иркутска

СЕРВИС · 7 ДЕКАБРЯ 2017
Игры разума: интеллектуальные викторины Иркутска
Несколько лет назад в Иркутске размножились как грибы разного рода викторины. Как обстоят дела с интеллектуальными развлечениями сейчас, выяснил корреспондент «Провинции».

ТЕКСТ: ГЛЕБ РУСИН

Восемь лет назад Шон Хеннесси рассказал своему приятелю Денису Гуку про популярный в некоторых европейских странах формат времяпрепровождения под названием «квиз». Собирается несколько команд (в кафе или ресторане), делают финансовые взносы в общий фонд и в режиме «… дцать секунд на каждый» отвечают на вопросы разной степени сложности. В итоге команда-победитель в этом гибриде «Брейн-ринга» и «Что? Где? Когда?» получает моральное удовлетворение, подкрепленное денежным призом. Например, на квизе в ресторане «Сенатор» сумма выигрыша доходила до невероятной цифры — 150 000 рублей!
Так что квиз — это не только игра для ума, но и для кармана.

Денис Гук
Автор и ведущий квизов в развлекательном комплексе «Нескучный сад». Организатор первого квиза в Иркутске.
От квиза каждый здесь получает то, что хочет. Один — веселые посиделки, другой — интеллектуальный досуг. Но только в квизе оба эти человека могут оказаться в одной команде и не будут друг другу мешать. Здесь есть то, чего лишены классические интеллектуальные игры — развлекательная составляющая. Новые знания, которые приобретает игрок, удачно укладываются в формат шоу.

Квиз отчасти несет образовательную функцию. За четыре года существования проведено 365 игр. В каждой 50 вопросов, как минимум. Итого больше 18 тысяч. Конечно, значительная часть из них ориентирована на некий средний круг знаний, но все же несколько тысяч новых фактов из истории, биологии, географии, медицины, искусства, жизни родного города — это солидный багаж знаний.

Денежный выигрыш является приятным — и, возможно, достаточно весомым дополнением к званию победителей. Но не главным и основным мотивом. Когда-то было по-другому: у нас же две лиги — квиз и VIP-квиз. В последней, в свое время, взнос с игрока составлял 500 рублей. Банк игры варьировался от 50 до 70 тысяч. Стало быть, команда-победитель получала не менее 30 000. Деньги не заоблачные, но сформировался пул из 4-5 команд, которые всегда либо выигрывали, либо занимали призовые места (в тогдашнем формате второе и третье место тоже премировались — 20% и 10% от банка игры, соответственно — ред.) И если была спорная ситуация, типа, кто-то что-то не дописал или «проверяющие не так прочитали», доходило чуть ли не до драки. Это был первый кризис нашего проекта.

«К нам пришла на игру команда знатоков из ЧГК — те самые люди, которых мы видим в телеэфире. Так вот, они заняли восьмое место!»
Чтобы избежать страстей, мы существенно уменьшили взнос. Следовательно, уменьшился банк. Людям, которые пытались превратить квиз в постоянный источник дохода, он перестал быть интересен. Пришлось делать «черный список» команд, прямо как в казино с постоянно выигрывающими игроками.

Я по-разному искал решение: и принудительную ротацию вводил, и разговаривать пытался. Говорил: ребята, вы поймите, что люди просто отказываются играть, когда узнают, что вы снова участвуете. Жалуются, мол, смысла нет, все равно «эти опять выиграют». Но многие не прислушались. Пришлось внести их в стоп-лист. Зато теперь игра максимально честная: много команд сопоставимого уровня, и шанс есть у каждой из них. К нам в свое время пришла на игру команда знатоков из ЧГК — те самые люди, которых мы видим в телеэфире. Так вот, они заняли восьмое место!

Я ужасно удивился, впервые услышав предложение продать правильный ответ на вопрос. Все-таки это игра, в первую очередь. А люди на полном серьезе предлагали за правильный ответ половину выигрыша. Именно поэтому я всегда составляю вопросы сам, никого не привлекаю. Там, где не два глаза, а хотя бы четыре, всегда есть шанс на утечку. Я же репутацией своей и игры дорожу.

Популярность не падает. Например, в конце февраля на юбилейную игру, приуроченную к четырехлетию, пришло 50 команд — и это все желающие еще не вошли. Я конкуренции не боюсь. Мне кажется, что у нас все получается как раз потому, что мы не остаемся такими же, как четыре года назад. Время идет, публика меняется, и мы под нее подстраиваемся. Ну, и мне самому все это по-прежнему интересно.

Влад Белоногов
Автор и ведущий нескольких квиз-проектов Иркутска, среди которых «Голливуд-квиз».
Лучшие времена для подобного вида развлечений, к сожалению, уже позади. Это проблема всех квизов, кроме гуковского. У Дениса все хорошо, хотя, на мой взгляд, есть некоторые тенденции, эдакие звоночки, которые говорят, что руку надо на пульсе держать. Но вот у остальных дела идут хуже.

По сути, кроме основного, «ветеранского», успешно работают два квиза — «КиноСекрет» в «Старом Мюнхене» и недавно стартовавший квиз в «Марадоне». Там игры проходят на постоянной основе. А остальные то умирают, то возрождаются, то снова умирают… В свое время считал: порядка 15 квизов организовывалось в Иркутске. Остались немногие.

«КиноСекрет» выживает потому, что он тематический: там собираются синефилы (любители кино — прим.ред ). Хотя в этом и минус: публика одна и та же, а перечень фильмов, которые знает широкая аудитория, все-таки конечен. Вопросы становятся все более сложными, совсем уж на маньяков рассчитанными. Но как бы там ни было, до сих пор имеют успех.

Про заведения: в Иркутске не так много мест, которые готовы принять разом хотя бы 120-150 человек. И еще меньшее количество заведений готово стать базой для квиза, ведь это требует определенных усилий для их владельцев. Максимальная загрузка зала означает, что одной сменой из трех официантов уже не обойтись. Стало быть, нужно привлекать дополнительный персонал. А это же затраты… Потом, как решать вопрос с ведущим, с теми, кто готовит вопросы? Кто, грубо говоря, им платит — ресторан или игроки? Понятно, что политически неверно открыто вешать это на играющих. Значит — снова затраты…

«Я в свое время считал: порядка 15 квизов организовывалось в Иркутске. Выжили немногие».
Почему-то наши рестораторы видят только расходы и совершенно не замечают тех явных плюсов, которые приносит хорошо организованный квиз. С одной стороны — это выручка в «мертвые» дни (вторник-четверг). С другой, выражаясь языком маркетологов, «повышение лояльности клиентов»: человек, которому в этом заведении понравился квиз, с высокой долей вероятности вернется сюда уже не для игры, а просто посидеть.

Мне кажется, я вовремя свой квиз заморозил: были очень большие претензии как раз к заведению, где он проводился — обслуживание хромало. Чем ждать, пока людей это распугает окончательно, лучше не портить себе репутацию. «Голливуда» уже сколько нету, а мне все звонят и спрашивают, когда снова будем играть.

За те годы, что существует формат квиза, серьезная публика в него наигралась. Игры сильно помолодели. И это, как ни странно, тоже проблема: молодежь — не самая платежеспособная аудитория. А ресторан заинтересован, прежде всего, в счете, который оставляет каждый столик. И вдобавок, постоянно играющих команд у нас много, но не настолько, чтобы удовлетворить даже десяток квизов. Но свой «Голливуд-квиз» я все-таки возобновлю!


Сейчас в Иркутске проводятся квизы Дениса Гука в ресторанах «Сенатор» и «Грааль», квиз «КиноСекрет» в ресторане «Старый Мюнхен», недавно стартовавшие проекты в кафе «Марадонна», ресторане «Рассольник» и обоих иркутских антикафе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *