Дикая природа Японии глазами иркутского фотографа Евгения Доманова

люди· 10 апреля 2018
Дикая природа Японии глазами иркутского фотографа Евгения Доманова
Фотограф Евгений Доманов известен всем жителям местного фэйсбука своими городскими пейзажами — не очень живая природа у него всегда выходит человечной. Недавно он побывал в Японии и привез оттуда новую серию работ, о чем и рассказал «Провинции».


ТЕКСТ: НАТАЛИЯ ЛЮБИМОВА 7.12.2017 ФОТО: ЕВГЕНИЙ ДОМАНОВ

Евгений, ты недавно вернулся из Японии, фотографии собирают сотни лайков, десятки тысяч просмотров, расскажи о своей поездке.

Да, Япония — поездка мечты. Я путешествовал по таким местам, о которых не слышали даже коренные японцы. Профессиональные японские фотографы и гиды задавали мне вопрос: «Что это за место?» — когда я показывал им отснятые материалы. Маршрут разработал сам, сам нашел эти интересные места. За три недели вдоль и поперек исколесил национальные парки Хоккайдо и Хонсю, был в нескольких городах, снимал дикую нетронутую природу, животных, птиц, японские святыни, храмы и замки. За одну поездку застал два времени года: поймал зиму за хвост и встретил весну.

Два года я мечтал снимать японских журавлей , белоплечих и белохвостых орланов. И вот, я в Японии, и мы едем к реке, где ночуют журавли, просыпаются, объединяются парами, летят в заповедник кормиться и к обеду разворачивают танцы, которыми выражают свое настроение, танцуют и поют, синхронно запрокидывают головы назад. Я понял, что все выделенные три дня, я проведу здесь. Получилось заснять серию очень интересных снимков, например брачные танцы журавлей.

В Киото я нашел потрясающий по красоте сад, упоминаний о котором нет в путеводителях, — цветущий, пышущий и благоухающий сакурой разных сортов. Земля там покрыта тонким слоем зеленой травы и красными бутонами неизвестных мне цветущих деревьев, которые раскрывшись, сразу падают на землю. «Это рай»? — спросили меня, увидев фотографию — «Да!»

За одну поездку мне удалось побывать в парке снежных обезьян Дзигокудани, в деревне Сирокава-го, которая включена в список всемирного наследия Юнеско, в национальных парках Кусиро-Сицуген, Акан и Сиретоко на острове Хоккайдо, побывал на озере Яманако — у подножия Фудзиямы. Я снимал журавлей, лебедей, орланов, оленей, лис, сов. Посетил бамбуковый лес Сагано в Киото и снял много интересных сюжетов в крупных японских городах.

Я знаю, что ты обучаешь фотографов, регулярно проводишь мастер-классы, фото-экспедиции, фото-круизы по Байкалу. Что должен уметь фотограф? Что важно для хорошей профессиональной съемки?

Нужна совокупность факторов: в первую очередь, нужно любить то, чем ты занимаешься, важно снимать в правильное время, когда природа дарит самый красивый свет, важно уметь выстроить композицию, нужно обладать терпением, художественным вкусом и, конечно, нужно использовать хорошую фотоаппаратуру.

«Что у вас с глазами, Евгений Доманов? У вас другие глаза!» — как-то сказали мне. Наверное, фотографы действительно видят мир немного иначе. Нужно уметь не просто наблюдать, отслеживать моменты, находить нужную точку. Когда я снимаю, я хочу передать красоту, подчеркнуть детали, донести их до зрителя. У фотографа должно быть отличное внимание, в первую очередь, внимание к деталям. Еще важно любить то, что снимаешь — природу, животных, — если ты не любишь зверя, ты не снимешь его красиво, характерно, эмоционально. Без любви, без страсти фотографировать невозможно.

Я люблю динамику, но терпение — это еще один секрет. Когда приезжаю на съемку к восьми утра, до двенадцати мне приходилось ждать журавлиные танцы. Я не только пытаюсь поймать художественный смысл и композицию, но и идеальное освещение. Из тысячи кадров — один, тот самый. Например, кадр с контровым светом на крыльях лебедей в полете, где солнце так удачно легло, что крылья просвечивают и видно каждое перышко.

В Японии я снимал две-три тысячи кадров ежедневно в течение трех недель.

Для такой фото-экспедиции нужна профессиональная аппаратура. Я пользуюсь Canon и Sony. Это надежные инструменты профессионального фотоохотника.

Что чувствуешь, когда исполняется мечта?

Я до сих пор не могу поверить, что это путешествие случилось, ведь оно казалось за гранью возможного. Было дикое желание попасть в Японию, я должен был там оказаться.

Недавно Букинг предложил посмотреть историю моих путешествий: за четыре месяца четыре страны и девять городов, в основном Азия. Китай — Пекин, Гонконг, Вьетнам, Таиланд. Теперь Япония: остров Хоккайдо, остров Хонсю — Киото, Токио, Нагано, Осака, и Канадзава.

По секрету скажу, что не убираю далеко загранпаспорт, он на рабочем столе, планирую в мае опять полететь в Японию на полуостров Сиретоко, снимать китов и касаток. Касатка — коварное, опасное, огромное и изящное животное. Буду выходить в море и снимать с борта корабля.

Что такое драйв для тебя?

На съемках дикой природы, час превращается в пять минут. Внутреннее ощущение, что время ускоряется, летит. Первый раз я заметил это, когда снимал Байкальскую нерпу на Ушканьих островах.

Несмотря на сумасшедший темпоритм, за три японских недели, я не разу не опоздал, мне везло — заходил в вагон поезда, и за мной закрывались двери. Будто синхронизировался со временем, попал в струю. За счет чего поступала энергия? Наверное, меня подстегивал результат, я получал удовольствие от него. Ложился поздно, но заводил будильник на 4:45 утра, ехал на точку съемки, досыпал в поезде.

Когда программа-максимум была отснята, я планировал выспаться, но понял, что не прощу себе, если не побываю в Бамбуковом лесу Сагано, в 5:45 утра уже был на месте и умудрился сделать кадр без людей с пустыми дорожками, которые в шесть утра уже заполняются посетителями.

Наверное, главное, что мне удалось — это сделать прорыв, победу над самим собой. Я чувствую наполненность, удовлетворение и эмоциональное насыщение.

Любовь к природе — это с детства?

Да, помню, как родители вывозили меня на рыбалку, за ягодой, за грибами, я еще не умел разговаривать, но уже умел собирать грибы, в кочках с мхом я находил грузди или ловил с мамой окуньков на заливе, сделанной ею удочкой. Вся моя жизнь связана с природой, даже прежний нетворческий лесной бизнес.

Как человек понимает, что он должен стать фотографом?

Мой опыт в фотографии более двадцати лет, я начал фотографировать еще школьником, в пятнадцать лет снимал торжества и большие мероприятия, и не на любительском уровне — у меня была своя фотолаборатория. Мне часто пишут в комментариях: «С вашей помощью мы узнаем мир и места, в которых не были». Мне важна обратная связь, человеческий отклик, не столько восхищение моей работой, сколько восхищение, природой места, которое запечатлено. У одного человека даже зародилась мечта побывать в Иркутске, когда он увидел городскую лавочку под дождем на фотографии. От этого хочется творить дальше, быть неким посредником между зрителем и миром, передавать что-то важное через свою работу.

Ты занимаешься и коммерческой съемкой?

Да, и работаю преимущественно с крупными корпорациями. Это строительные, нефтяные компании. Почему заказывают у меня? Наверное, и потому, что даже установку по производству топлива, я фотографирую с художественной точки зрения, в режимное время, чтобы подчеркнуть всю геометрию труб, поймать интересные блики и отражения, гармонично вписать этот объект в природный ландшафт. Я не документалист и не репортажный фотограф, мне важно подобрать температуру, свет, удачный ракурс и правильное время, чтобы после получить визуальное удовольствие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.