ТЕКСТ И ФОТО: ГЛЕБ РУСИН
В нашем сегодняшнем обзоре — немногочисленные магазины деликатесов с широким и/или европейским профилем.
Начинал его Джейми традиционно объяснением того, что, а главное, из чего он собирается готовить (это же «обед», так что все честь по чести — салат, горячее и десерт, как минимум). Описание исходного набора ингредиентов он обычно заканчивал фразой «Но все это вы можете найти в ближайшем супермаркете».
«Все это» — например, свежий базилик, традиционный испанский сыр, вяленые помидоры, спаржа… Список почти так же велик, как количество серий самого кулинарного шоу. И с каждой из них фраза про ближайший супермаркет вызывала все больше горечи: это не про нас.
Так неужели в Иркутске набор доступных в магазинах продуктов ограничивается пресловутой «продовольственной корзиной»? Почти так, к сожалению: если не считать уже упомянутых магазинчиков по продаже китайских приправ и продуктов, наш город может похвастаться лишь двумя магазинами, которые предлагают то, что есть в «любом ближайшем супермаркете» Лондона. То есть, в общепринятом российском понимании, деликатесы.
Торговый центр «Сезон»: разнообразные сыры, включая редко встречающиеся с добавками базилика, томатов, перца. Греческие оливки и маслины на развес. Льняное масло, масло из грецких орехов.
Аудитория: большая часть — женщины от 20 до 50, и домохозяйки, и бизнес-леди. Среди мужчин большинство предпринимателей и руководителей высшего звена, которые увлекаются гастрономией и умеют хорошо готовить. Молодежь — приходит за ингредиентами для японской кухни.
Порезать вам также могут сыровяленые колбасы, сырокопченые беконы. Сыры продают просто на развес, но ассортимент солидный: из овечьего, козьего, коровьего и смешанного молока различного срока выдержки. В дополнение к ним — разнообразные маслины и оливки на развес, вяленые помидоры, маринованные перцы и баклажаны. И конечно же, оливковое масло. Еще один эксклюзив — конфеты «инжир в шоколаде».
Пока на почти 600 тысяч жителей Иркутска это все. Как признаются в обоих магазинах, спрос на их продукцию есть, и довольно устойчивый, но успешных перспектив для открытия еще хотя бы двух магазинов они не видят — все-таки потенциальная аудитория невелика, по оценке действующих игроков гастрономического рынка.
Вывод: мы еще не скоро дорастем до фразы «все это вы можете купить в ближайшем магазине», если речь идет не о привычном наборе овощей-фруктов-круп и усольских колбас.
С другой стороны, чем не поле для деятельности: да, действующие магазины скептически относятся к возможному появлению конкурентов — но на то она и конкуренция, чтобы не радоваться новому сопернику.
Тем более в Сибири, где зимой нормальные, не китайские пластмассовые, помидоры — уже деликатес…
Магазин «Банька VIP»: мясные нарезки, включая фасованные хамон и пармскую ветчину, сыры, соки первого отжима, кондитерские изделия.