пульс · 12 мая 2018
Память*
В России 21 века любая идея может быть доведена до абсурда. Просыпаешься ты утром и проверяешь, достаточно ли, например, небо мирное и крепко ли повязана георгиевская ленточка на ручку сумки «Луи Виттон». О празднике без парадного лоска — спецпроект нашего бильд-редактора Антона Климова и его студентки.
ТЕКСТ, ВИДЕО И ФОТОГРАФИИ: АЛЕКСАНДРА ВЫРВА
Время стирает из памяти все. Могут обесцениться даже даты в календаре. Последние несколько лет я переосмысливаю праздник с недешевой торжественно-праздничной программой. И знаете, что? Мы теряем суть.
9 мая — по моим личным оценкам — превратился в карнавал с военной тематикой. Зачем-то все, кто ни попадя, даже маленькие дети нарядились в военную форму тех лет, которая в магазинах именуется по чеку как «костюм карнавальный».
Эй, ребята! Ведь это же было страшное холодное время. В каждый дом пришла война а значит и смерть. Наших прадедов перемалывала немецкая мясорубка, сравнять с землей хотела, а мы путаем даты и не знаем главных знаковых битв. Ничего мы не помним про свою историю и про подвиги. Но зато у нас как бы есть бонусный выходной: лишний повод отдохнуть, выпить, повеселиться , погулять. Ну нет же, нет!
“
Известно, что англичане проигрывают все сражения, кроме последнего. Поговорка эта говорит об устойчивости страны. Мы тоже проигрывали войну, по всем расчетам немцы должны были выполнить план «Барбаросса», дойти до Урала. В военном отношении они по всем статьям были сильнее нас. На самом деле непонятно, почему они проиграли. Мы победили потому, что воевали против оккупантов, наша война была справедливой войной, с первого же дня мы знали, что победим. Моральное превосходство было важнее превосходства авиации.
“
Во всём моём творчестве самое драгоценное — то, что посвящено нашей Победе. В 70-х годах режиссёр Кармен пригласил меня озвучивать 20-серийный документальный фильм «Великая Отечественная», где впервые прозвучали истинные цифры наших страшных потерь. Помню крупный план людей разных возрастов, которые отправлялись на фронт из блокадного Ленинграда, и слова: «Вглядитесь в эти лица. Запомните их. Никто из этих людей не вернётся живым…» Я начинал озвучивать и… не мог сдержать слёз. Приходилось останавливаться. Лишь через неделю я научился справляться с комом в горле и подступающими слезами.
* Мы правда благодарны. Но иногда бывает стыдно за искажение реальности в наши дни.