ТЕКСТ: ВЛАДИМИР ДЕМЧИКОВ 7.12.2017 ИЛЛЮСТРАЦИЯ: ВЛАДИМИР ДЕМЧИКОВ
Некоторые комментаторы в соцсетях сразу после отмены бросились обвинять Дерипаску: как же так, ведь в нашей области он столько зарабатывает — мог бы и не отменять! Но от таких обвинений Дерипаску все-таки хочется защитить. Не потому, что он в нашей области «мало зарабатывает» (нормально он тут зарабатывает), а по другим причинам. Во-первых, проект фестиваля — это в организационном отношении обычный гастрольный проект с единственным спонсором-благотворителем, несущим всю полноту финансовой и прочей ответственности. И как только единственный спонсор решает, что проводить этот проект ему почему-то нет резона — он в полном праве закрыть проект просто потому, что именно он несет за него всю полноту ответственности. Вторая причина, на которую не обращают внимание критики Дерипаски: этот проект только воспринимается нами, как «городской», а на самом деле он находится, так сказать, внутри корпоративного контура группы компаний «Русал». В настоящее время это корпоративный проект (что-то вроде «помощи нашего большого предприятия малым городам»), и решение о его проведении принимаются прежде всего исходя именно из внутрикорпоративной логики, которую простые наблюдатели не видят.
Ответ на этот вопрос существует, и даже не один, а два.
Во-первых, Иркутск давно уже отдал большие культурные события на откуп столичным людям, и не столько в денежном смысле, сколько — что важнее — в содержательном. Большинство крупных культурных мероприятий являются, по сути, просто гастролями знаменитых имяреков, и выбором гастролеров, всеми переговорами с ними и всеми согласованиями давно занимаются люди, живущие в столице. Это удобно: меньше работы иркутянам, а если еще и деньги московские — так и вообще прекрасно, кто же не любит халявы?
А во-вторых, когда за организацию берутся москвичи — меньше ответственности на местных чиновниках. И если на мероприятии заезжий гость вдруг что-то не то сказал или сделал — так мы же только предоставили площадку, а за все остальное отвечает столичный организатор! А чем меньше ответственности — тем больше шансов, что тебе внезапно не прилетит по голове.
И в этом отношении, конечно, хорошо, что есть такие штуки, как прошедший год назад иркутский книжный фестиваль. Организаторы — люди столичные, гораздо более свободные в своих предпочтениях и решениях и не связанные угрюмой и мертвящей местной ответственностью «как бы чего не вышло, а нам здесь еще жить». И поэтому гости, приезжающие на книжный фестиваль из других городов, не бубнят про несчастную духовность в замогильной тишине (как это порой происходит на литературных мероприятиях, организуемых в Иркутске «своими силами»), а ведут с читателями свободный разговор, интересно говорят и интересно думают. С ними в Иркутск все-таки прилетает какой-то дух свободной речи и живой литературы.
Некоторые спрашивают: а какая тут может быть идеальная модель? Совсем идеальная — это местные деньги и нанятые за эти деньги столичные организаторы, у которых есть успешный опыт проведения таких мероприятий, и которым при этом предоставлен карт-бланш в формировании программы. Тогда, по крайней мере, не будет таких нелепых форс-мажоров, как со вторым фестивалем. Но это — модель идеальная, то есть в силу очевидных причин невозможная. Менее идеальная модель — городу или области нужно входить в такой проект вскладчину со спонсором, в этом случае при внезапном исчезновении спонсора мероприятие состоится, пусть даже и в усеченном формате. Но полностью устраняться городу или области, как это произошло сейчас со вторым фестивалем — это, конечно, просто какой-то позор, как говорил товарищ Швондер.
Говорят, впрочем, что какая-то часть запланированных мероприятий книжного фестиваля все-таки сохранится: например, точно приедут французские писатели, есть писатели местные, будут конкурсы, которые планировал Саша Верхозин — в общем, иркутская команда фестиваля, как говорят, работает над тем, чтобы провести то, что можно провести без участия сошедшего с корабля дорогого спонсора. И это хорошо, свободный книжный фестиваль должен остаться в культурном календаре.
В общем, если даже ложечки в конце концов и не нашли — будем наслаждаться хотя бы поучительным и вполне, кстати, литературным осадочком.