БИЗНЕС· 22 ФЕВРАЛя 2018
Вячеслав Заяц: о «Слате» и о себе
Основатель торговой сети «Слата» построил один из самых сильных локальных брендов и отмечает пятнадцатилетие компании. Считает, что качественная услуга для клиентов, налоги и рабочие места — основные задачи бизнеса.
ТЕКСТ: САША ПОБЛИНКОВА 7.12.2017 ФОТО: АНТОНИДА ФРОЛОВА
ТЕКСТ: САША ПОБЛИНКОВА 7.12.2017 ФОТО: АНТОНИДА ФРОЛОВА
Как вы готовитесь к праздничному году, переживаете?
У меня нет какой-то эйфории, я понимаю, это важное событие, и его нужно отметить. Но, наверное, для меня самые значимые события были в 2006 году — десятилетие дистрибуторской компании, и в 2013 году — десятилетний юбилей сети супермаркетов. Был большой концерт на стадионе «Труд», и нешуточный мандраж. В этот раз мы думали о чем-то подобном, но решили, что это было бы обидно для наших покупателей из других городов области, ведь они не смогут его посетить. Вместо этого планируем серию призовых акций, обсуждаем городское спортивно-массовое мероприятие, готовим серию новых ЭКОсумок, и хотим посадить аллею «Слаты».
Вы отошли от «ручного управления» компанией и заняли идейно-стратегическую роль, тяжело это далось?
Сначала это давалось непросто. Долгое время я закатывал рукава, проводил собрания, в общем, активно во всем участвовал, а надо было на несколько лет раньше уйти. Сейчас мы с советом директоров меньше вникаем в текущие процессы и на собраниях вырабатываем основные принципы развития компании — в перспективе на пять-десять лет. Это действительно сложно, ведь готовых ответов никто не дает. Мы должны сами, общаясь с умными людьми в нашей компании и с привлеченными экспертами, находить решения.
Сеть постоянно развивается и меняется: то логотип новый, то «ФрешКарта», или собственные линейки продуктов. Вы легко относитесь к переменам?
Каждый человек боится меняться, именно потому мы стараемся сделать перемены нормой. Например, идею о смене логотипа я принял лишь после двух лет обдумывания. Первый логотип мне очень нравился, но со временем он стал для меня архаичным, а новый я полюбил настолько, что теперь очевидно: он должен быть только таким.
Ваш бизнес связан с продуктами питания, дома у вас принято готовить?
Я и сам люблю готовить, хочется порадовать своих дочерей, когда они приезжают в гости. Из фирменного — запеченная нога косули. Еще я умею делать десять видов пасты, каннеллони, лазанью, она у меня получилась только с третьего или четвертого раза. Правда, супруга попросила с этим завязать: слишком много глютена. Когда собираемся всей семьей, дочери помогают мне готовить.
Что касается образования детей, они какие профессии себе выбирают?
Разные, причем делают это самостоятельно. Старшая спрашивала у меня совет, какую профессию выбрать, но ВУЗ определила сама. В итоге она бакалавром окончила МГИМО и год училась в магистратуре в Лондоне. Сейчас она работает в Москве, в представительстве алкогольного бренда. Когда она приезжает в гости мы что-то дегустируем с ней, обсуждаем. Средняя дочь в Питер уехала, хоть я ее и отговаривал из-за климата, я там учился, знаю, как там. Но в итоге она учится в Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна на международной журналистике. Младшая дочка у меня совсем самостоятельная девочка, хоть ей еще всего шестнадцать. Недавно заняла первое место в городской олимпиаде по географии, хотя никогда не считала её для себя первостепенной в школе. Ей нравится этот предмет, но где применить его она пока не знает, а учителем быть не хочет.
У вас в прошлом карьера в армии. Военная дисциплина как-то помогает в бизнесе?
Вячеслав родился и вырос в Херсонской области. Любит гулять по несколько километров с аудиокнигой в наушниках. В детстве играл в футбол, баскетбол и волейбол, в настольный теннис, занимался легкой атлетикой и шахматами. Умеет петь, играть на трубе и на гитаре. Маршруты путешествий предпочитает экзотические — например, остров Пасхи, Мачу-Пикчу, Титикака или Тибет.
Я сам выбрал профессию военного, но при этом планировал заниматься наукой, специальность у меня — «инженер-математик». Меня сильно раздражало, когда нас заставляли учить устав вооруженных сил, это казалось глупым. Спустя время, когда я пришел в бизнес, понял, что там была написана теория линейного управления, только армейским языком. До сих пор что-то помню наизусть.
Вы сравниваете стратегическое планирование совета директоров с законодательной властью. Не было ли у вас когда-нибудь реальных политических амбиций?
В какой-то момент я думал об этом: в предпринимательской среде почему-то считалось, что успешным продолжением бизнес-карьеры является карьера политика. И предложения были. Но я принял решение остаться в бизнесе, и чем больше проходит времени с принятия того решения, тем больше убеждаюсь, что поступил правильно. Я считаю, что в бизнесе смогу принести больше пользы, нежели в политике, ею должны заниматься специально подготовленные люди. У нас в компании сейчас работает около восьми тысяч человек, и политики своего рода тут тоже хватает.
Ваша компания поддерживает много социальных проектов и запускает свои, какой из них вам более симпатичен?
По моим подсчетам, у нас сейчас есть пара десятков социальных проектов. Я возглавляю попечительский совет школы-интерната музыкальных воспитанников, у нас есть баскетбольная команда, мы участвуем в разных благотворительных аукционах, ежегодно дарим продуктовые наборы ветеранам, проводим праздники. Сейчас мы развиваем проект «Полка Добра». Эту идею нам подсказали покупатели, в Фэйсбуке было много споров по этому поводу. В итоге запустили проект сначала в одном магазине. Опыт прошел удачно, и мы думаем в этом году развивать полки еще в Ангарске и в Братске. Мне кажется, что этот проект будет особенно успешным, если полки будут курировать городские активисты.
Материал предоставлен журналом «Ирк.Собака.RU»