ТЕКСТ: ВЛАДИМИР ДЕМЧИКОВ 7.12.2017 ИЛЛЮСТРАЦИЯ: PABLO REBRIKOV

Отчасти причиной этому, понятное дело, является то, что через год на день города приезжает какой-то новый артист — и вытесняет старого с позиции «главного гостя». Есть и еще одна причина. День города — праздник официальный, и энергия его — административная, то есть формальная: городское начальство хочет «сделать людям хорошо, раз уж праздник». Не думаю, что хоть один городской начальник дома или в машине слушает тех артистов, которых они приглашают (того же Тимати) — руководители города просто отрабатывают рабочую задачу. Примерно то же самое можно сказать и о выступающих артистах: для большинства это просто обычный корпоративный заказ. Наиболее беспамятные артисты даже просят своих администраторов наклеивать им на колонку специальную бумажку с названием города, в котором они выступают — чтобы в нужный момент не ошибиться с названием города и, глянув в шпаргалку, громко крикнуть: «Привет, Иркутск!» Эта формальная и мертвоватая официальная энергия почти всегда ощущается на подобных «больших мероприятиях», даже на тех, которые вроде бы проходят неплохо. В лучшем случае зрители, расходясь, скажут потом: «Хорошо отработал, постарался, вон как прыгал, весь аж вспотел!» — как будто побывали в цирке.
Скажем, в 2010 году все вдруг «заболели» песенками французской певицы Zaz, и многим тогда очень захотелось сходить на ее концерт в Иркутске. Однако за год до своего мирового триумфа, в 2009 году, Zaz, тогда никому не известная молодая певица, уже была в Иркутске и выступила даже с несколькими концертами. На ее концерт в филармонии, например, пришло человек 40. Из них 20 — бабушки, присланные по просьбе филармонии советом ветеранов, чтобы «заполнить зал». Кроме филармонии, она пела в Иркутске и в Ангарске в нескольких пивных ресторанах (этими концертами занимался я) и даже расписалась на стене иркутского ресторана: Irkoutsk, je te kiffe! («Иркутск, я тебя обожаю!»). Помню, как я зазывал своих знакомых (в том числе журналистов) на эти ее концерты. Как рассказывал, что в единственном на тот момент ее ролике в сети она отлично смотрится, здорово поет и вообще огонь девушка, и надо непременно идти слушать.
Дело пишущих в СМИ или соцсетях людей, кстати говоря, в том и заключается, чтобы по мере возможности пытаться заглянуть в будущее и заранее — еще до какого-то культурного события — угадать, сможет ли это событие превратиться в нечто большее, чем просто концерт, просто выставка или просто спектакль.
Может быть, Эдуард Попов будет велик и знаменит, и эта выставка станет первой в длинном ряду. А может, не станет — сегодня угадать невозможно.
Но то, что его работы это настоящее, мощное искусство, которое навсегда застревает в воображении стальной занозой — это несомненно. Так что действительно настоящее событие начнется в Иркутске 29 мая в галерее Бронштейна. И те, кто будет на открытии или потом придет посмотреть выставку — мне кажется, и через 10 лет будут об этом помнить. Настолько это странно, необычно и хорошо.
Демешков, кстати, на открытии был.