ТЕКСТ: ЛЮДМИЛА ЧИПИЗУБОВА 18.03.2018 ИЛЛЮСТРАЦИИ: АНАТОЛИЙ БЫЗОВ
Совершенно иным изображает правителя Алексей Толстой в пьесе «Царь Фёдор Иоаннович». В противовес сложившемуся образу, пренебрегая, возможно, «исторической правдой», писатель создает цельного персонажа, чистого и светлого, живущего «от сердца». В период его правления четырнадцать лет на Руси царил мир, которого не мог добиться казнями и жестокостью его отец. Мир, который вскоре поглотит смута.
Но князю Шуйскому предстоит столкновение с Борисом Годуновым — могущественным шурином царя, смелым реформатором, сумевшим распространить своё влияние на необъятную территорию России. Жесткий рационалист Годунов способен на всё: пойти против церкви, преследовать противников после примирения… Но всё это он делает не ради собственной прихоти, но ради благополучия страны. Если он решил, что так будет лучше для государства, то помешать ему не сможет никто. В исполнении заслуженного артиста России Степана Догадина будущий царь Борис предстанет хитрым и талантливым политиком, более молодым, чем Шуйский, и способным на преобразования.
— Фёдор сумел сохранить свою душу и, как рано повзрослевший ребёнок войны, часто оказывается старше и мудрее своих сверстников, — рассказывает режиссер. — Он сегодня для нас — живой пример того, что добро, подобие Божие, который главный герой поэмы видит в каждом, — не чудо неслыханное и недостижимое, а, по большому счёту, норма. Нужен нам сегодня царь Фёдор, нужен как никогда. И если удастся нам открыть зрителю его очарование, убедить в его реальности и высшей правоте, научить полюбить это сердце, полное любви, — тогда просветляющая, «донкихотская» сверхзадача нашей постановки будет решена.