ТЕКСТ: САША ПОБЛИНКОВА 7.12.2017 ФОТО И ВИДЕО: ОЛЬГА ИВАНОВА, СТАС ТОЛСТНЕВ
— Мама, — говорю, — я на неделю в регату на Байкал с незнакомыми людьми. Буду без связи где-то в море. — Шапку надень!
Вообще провести неделю в лодке без собаки, но с незнакомыми людьми, казалось немного жутковатой идеей, но любопытство родилось немного раньше, чем я, да и синий новенький блокнот ждал дневников экспедиции. В общем, семь футов под килем и шапка Кусто ждали меня.
Облокотилась о гик и замерла: начинается какой-то новый виток жизни и что же есть интересного в тех местах, куда я обычно добираюсь осенью на машине или зимой по льду. Насколько интересным окажется недельный поход и как все будет происходить — пока загадка. Но зато кругом есть приятное оживление, преимущественно бытового плана, ведь в следующий раз комфортный интернет и сотовую связь мы, вероятно, увидим еще не скоро.
В иркутском аэропорту по летней традиции — туман, и потому часть гостей немного опаздывает, но те, кто приезжает, сразу готовы с бала на корабль. Пока все собираются, мы уже варим суп (вдруг потом не успеется?!) — с этого и началась гастрономическая карма нашей лодки. Регата, помимо прочего, это еще и быт со всеми его деталями. Можете представить, как шесть взрослых людей уживаются неделю на 15 квадратных метрах? Вот и мы решили начать знакомство с курицы с лапшой.
Стас Печенкин, капитан нашей лодки «Westa» и организатор регаты рассказывает: «Идея провести открытую для всех регату появилась в прошлом году. Несколько знакомых из Москвы тогда приняли участие в традиционной ежегодной байкальской гонке Baikal Race, и всем очень понравился Байкал. Мы решили повторить опыт, немного его усовершенствовав, и сделать озеро и парусный спорт здесь открытым и доступным для иногородних участников. Мы сделали сайт, и началось. Эта регата проходит по всем международным стандартам — как это принято: судейство, правила аренды лодок, награждение и так далее. За штурвалом — опытные шкиперы, которые хорошо знают свое дело и особенности погоды и лоции озера Байкал. Важно заметить, что это не просто туризм, но и спортивное мероприятие, со своим азартом.
Некоторые гости регаты уже имеют опыт участия в международных гонках, а для других — это первое погружение в парусный спорт. Я заранее встретился почти со всеми участниками, посмотрел, что это за люди, и экипажи формировались с учетом опыта, ну и отчасти — склада характера: в лодках есть спортсмены, новички, курсанты Байкальской парусной школы».
Все собрались на первое построение, чистые, нарядные, с легким мандражом: по росту стройся, на первый-второй рассчитайся. Открытие регаты радостное, солнечное. С этого момента появилось какое-то легкое настроение пионерлагеря, которое — забегаю вперед — сохранилось до последнего дня. Экипажи немного знакомятся между собой и настраиваются на соревновательную волну. Все тут еще не друзья, но уже немного соперники, и это чувствуется.
И вот — старт! Первая гонка по маршруту — до бухты Щель. Там и будем ночевать. Большая земля, прощай!
С самого утра я шутила про мель, и мы-таки ее встретили, но только совсем чуть-чуть. Иркутское водохранилище — это, конечно, не Байкал, но тоже полно сюрпризов: опытные яхтсмены знают его как свои пять пальцев, а вот тем, кто бывает здесь реже приходится немного посложнее.
Бурханить на Байкале (покапать алкоголь на все четыре стороны) — важный ритуал, только не стоит им чрезмерно увлекаться. Потому что предупреждают Минздрав и здравый смысл. И вообще, это уже не спорт получится, а какое-то недоразумение. Но ритуал — это важен. Вообще где вы встречали столько суеверий, как в морском мире? Все они романтичны до крайности, а уж открыть вино в честь начала недели активных каникул — это вообще милое дело.
Первая гонка сложна тем, что еще нет слаженной работы экипажа. По прогнозам нашего капитана, уверенное взаимодействие начнется день на третий, когда мы друг к другу приживемся и пристроимся, а пока мы только учимся, как не заехать товарищу по команде локтем в нос и видеть краем глаза, что делает другой человек, чтобы вовремя его подстраховать.
Вечер после гонки — томный, экипажи собираются на «огонек» — у кого-то это новогодняя гирлянда, у других — газовая лампа. Потребности кучковаться всем вместе пока нет, хочется узнать больше про людей, с которыми оказался в одной лодке. Анекдоты, байки, горячий чай. Мы уже достаточно далеко от города, и воздух хочется пить большими глотками: свежий, хвойный, холодный и чистый.
Сегодня у нас по плану переход до Большого Голоустного. Встаем рано, в 7-30, чуть сонные экипажи, слегка поеживаясь — утренний холодок — начинают двигаться в сторону поселка Листвянка, самой популярной среди туристов точки Байкала. Оттуда назначен старт гонки этого дня. Собственно, отсюда и начинается настоящее озеро, до этого мы ночь провели еще на Ангаре.
Протяженность этой гонки — 40 километров: на машине, казалось бы, совсем близко, а по воде этот путь занимает почти весь день, да и то, смотря как с ветром повезет.
В парусном спорте важно занять правильную позицию на старте — точнее, в предстартовой лавировке. Это немного походит на хаотичное движение машин в центер города в час пик, главное, не влететь в соперников. Такие случаи иногда происходят в практике, но мы стараемся их избежать. Правил много: правый галс, левый галс, кто кому уступает движение или закрывает ветер — все эти премудрости я целую зиму учила на теоретическом курсе. Осело, правда, увы, не так много.
Лодки разбрелись по Байкалу. Связь держим по рации, но медитативность озера не располагает к длинным переговорам. На Байкале все становится тише — когда ты осознаешь все величие озера, громкая музыка или лишнее слово, да и даже резкое движение — уже кажутся совершенно ненужными. Такие минуты и часы хочется провести наедине с озером и немного внутри себя, глубоко подышать и прочувствовать прекрасное мгновение. Байкал всегда помогает очистить голову и принять правильное решение, он и сил даст на его исполнение, ему не жалко.
Многие иркутяне воспринимают озеро как живое существо, говорят с ним, приносят ему подарки, здороваются. «Как вам Байкал?» — до смешного ритуальный вопрос, который местные журналисты задают заезжим звездам. Только один раз в моей практике удалось встретить человека, который был бы не в восторге от озера. Евгений Гришковец сказал, что Байкал ему страшен и непонятен, не вызывает никаких приятных эмоций и вообще он его боится.
С утра мне доверили поуправлять лодкой — пока мы проходили исток Ангары. Ответственное дело! Рация трещит: все суда около Листвянки докладывают диспетчеру о том, как у них дела. У нас дела хорошо, мы позавтракали и выпили кофе, полны сил и боевого задора, травим анекдоты, но на всякий случай диспетчерам мы тоже отчитались.
Вышли подальше в море («Славное море, священный Байкал», так поется в песне) — уже можно пить воду из-за борта. И, да, в отличие от других морей, тут она пресная и сладкая.
На вечер планируем шашлык по фирменному рецепту Стаса и сагудай (местный деликатес, назовем это карпаччо из омуля). Гастрономия вообще будет важной частью нашей жизни всю эту неделю: в части вкусной и здоровой пищи наши интересы полностью совпали, это уже хороший знак — думаю, получится и в работе в гонках.
Штиль. Такая гонка считается довольно изнурительной. От безделья и лежания на палубе устаешь не то слово как — пролежни от лееров появляются. Помните, как там пел Макаревич: «сложнее всего не свихнуться со скуки…».
Гонка имеет шанс затянуться в ночь, и капитан отправляет часть экипажа спать. Уж этому делу матрос всегда рад! Сон на воде — это сплошное удовольствие, покачивает, и тишина. Моя каюта находится в носу, и потому каждый выход бакового на нос отзывается барабаном в моей голове, об нее же разбиваются встречные волны, и к этому нужно еще привыкнуть. Но раз уж идти в ночь, то лучше поспать. Морально готовлюсь к дежурству и прощаюсь с вечерним шашлыком.
— Эй, Ласточка идет без парусов!, — просыпаюсь от крика. Начинаем гадать, что же могло случиться и надо ли помочь товарищам по гонке: мачта сломалась, парус порвался, мало ли… Появляется идея включить рацию, чтобы спросить, что там у них.
— Westa — Ласточке, что случилось?
Выясняется, что мы уже минут двадцать как прошли финиш — а так как рация была заботливо выключена, мы все пропустили, и сами того не заметили, а «Ласточка» просто уже завела мотор и бодро движется в Голоустное на ужин и стоянку. Стоило нам только спинакер нормально настроить!
Деревня Большое Голоустное крепко спит — несмотря н близость к Байкалу, это не самое оживленное место отдыха, и ночная жизнь уж точно не конек местных жителей. Даже коровы уже разбрелись по своим домам. Шумно только у нас на причале, на окраине села. На второй день уже хочется как следует размяться на берегу и обсудить прожитый день.
В выборе между крепким сном и шашлыком выигрывает последний, и среди ночи, при полном отсутствии дров и света, мы ставим мангал. Место мы выбрали лучшее: на пустыре между огромной лужей и кучкой навоза. На запах жареного мяса начинают подтягиваться другие экипажи. Собирается тусовка возле коровьей лепешки — под шкорчание углей, косясь на мясо, обсуждаем первую большую гонку и впечатления от встречи с озером. С шашлыками мы заканчиваем лишь к ночи, когда все лодки уже спят, и только полуночники ходят вокруг мачты на соседней лодке, внимательно ее изучая.
— О чем это вы тут так вкусно смеетесь? — заглядывает к нам на шум жующих челюстей соорганизатор регаты и капитан «Ласточки» Виктор Макушев.