Утиные истории: «Аистенок» ставит пьесу Вампилова

Утиные истории: «Аистенок» ставит пьесу Вампилова

пульС· 22 сентября 2018
Утиные истории: «Аистенок» ставит пьесу Вампилова
Режиссер-постановщик Борис Константинов рассказал о символическом мире театра кукол и о том, как из шутки родился спектакль.

ТЕКСТ: СВЕТРАЛА ШЕВЧЕНКО 7.12.2017 ФОТОГРАФИИ: КИРИЛЛ ФАЛЕЕВ

В сентябре иркутский театр кукол «Аистенок» представил премьерный спектакль «Утиная охота» по пьесе А. Вампилова. Режиссером-постановщиком выступил Борис Константинов — лауреат российской национальной театральной премии «Золотая маска», главный режиссер Государственного академического центрального театра кукол им. Образцова в Москве.

Почему Вы решили поставить «взрослую» пьесу в «Аистенке»?

Ошибочно считать, что театр кукол предназначен только для детей. Он никогда не занимался морализаторством и учительской деятельностью, а всегда поднимал философские вопросы. Театр создан и для детей, и для взрослых.

Подходит ли «Утиная охота» для театра кукол?

У меня был опыт постановки таких серьезных пьес в театре кукол. Например, ставил «Палату № 6» А. П. Чехова. В этом спектакле доктора Рагина играл актер, а пациентов представляли куклы-тюфяки, сшитые из мешковины и набитые соломой. Моя задача была сделать так, чтобы зрители сопереживали куклам и верили, что у них есть душа, а не доктору, который вечно жаловался на судьбу и был недоволен жизнью.

Театр кукол — символичный. А. Эфрос (советский режиссер театра и кино — примеч. автора) однажды сказал, что «Утиная охота» А. Вампилова — это чисто символическое произведение. Мне показалось очень интересным это замечание, и я задумался о постановке спектакля по этой пьесе. Ведь по сюжету главный герой Зилов выдумал для себя нереальный мир. Люди, окружающие Зилова, немного карикатурные. А именно театру кукол, как никакому другому, удается на сцене передать ирреальное пространство с помощью метафор, символов и гротеска.

Как появилась идея поставить «Утиную охоту»?

«Утиная охота» А. Вампилова много значит для меня. В Иркутской области прошли мое детство и юность. Здесь Байкал с невероятной энергией. Здесь театр кукол «Аистенок». Все это — моя родина и родина автора пьесы. Много лет я мечтал, что когда-нибудь мне удастся сделать что-то хорошее для земляков. И как только появилась такая возможность, то я взялся за это, не раздумывая.

Идея поставить спектакль по пьесе А. Вампилова возникла довольно спонтанно. Можно сказать, родилась из шутки. На одной из пресс-конференций в Москве был главный режиссер театра «Аистенок» и мой близкий друг Юрий Уткин. Он в полушутливом тоне спросил, когда же я займусь постановками в родном городе. Я в тон ему ответил: «Что поставить? Ты же Уткин, значит, „Утиную охоту”». И мы вместе посмеялись над этим. Но мысль оказалась хорошей: стали развивать идею, придумывать вместе детали спектакля. Набрались смелости и решились на этот эксперимент. То, что это дерзкий эксперимент и для меня, и для ребят, я не скрываю.

И вот мы уже на протяжении года работаем над проектом. Летом я приехал в Иркутск, чтобы трудиться над постановкой вместе с актерами. Надеюсь, что вместе у нас все получится.

В чем заключается специфика спектакля?

Вместе с автором художественного оформления спектакля — Виктором Антоновым — мы придумали интересное решение для пространства, в котором разворачивается драма одиночества Зилова. Визуальным образом мира главного героя стала голая серая бетонная клетка. Поэтому комнату представляют бетонные плиты-панели, нет и следа уюта и домашней обстановки.

В спектакле будут задействованы планшетные куклы (чтобы такая кукла «ожила», необходима поверхность — пол, паркет или настил сцены, который называется планшет — примеч. автора). «Утиная охота» покажет планшеты-символы в виде букв. Они не только сформируют пространство, но и станут «основой» для героев. Например, на планшет-букву «Т» посадим Толю Саяпина, «И» — Иру, «В» — Веру и т.д.

«Спектакль обозначен как 16+. Конечно, могут прийти и ребята младше, в постановке нет ничего, что могло бы негативно повлиять на детскую психику. Но другое дело, понятны ли будут им те смыслы пьесы Вампилова, которые мы стремимся передать?»

Главного героя — Зилова — будет играть живой актер. Мы решили воспользоваться старым добрым приемом синтеза, когда человек погружается в искусственный мир. Поэтому людей, окружающих Зилова, изобразят куклы, которые оживут в руках актеров.

В «Утиной охоте» прозвучит живая музыка, и для меня это очень важный момент. Зрители услышат советские песни в исполнении вокально-инструментального ансамбля «Незабудка». Для меня также важен ритм в спектакле: чтобы зритель не уставал и чувствовал пульс произведения.

В финале (осторожно, спойлер – прим. редактора) бетонная плита давит Зилова. Но в ней есть окно, и это спасает героя. Хочется дать зрителю свет, надежду. Хочется заставить задуматься и, может быть, переосмыслить собственные поступки, изменить что-то в своей жизни.

Каким вы видите современного театрального зрителя?

Есть какая-то необъяснимая магия, за которой зрители снова и снова идут в театр. Конечно, можно включить дома телевизор и посмотреть тот же самый хороший спектакль, концерт или кинофильм. Но это ведь совсем не то. В театре происходит мощный обмен энергией и импульсами между труппой театра и зрителями, он возникает только при живом общении на языке искусства, и никакие современные технологии не способны заменить это.

Я проповедую не такой театр, в который шли бы все подряд. Здесь идет речь о тонких психологических вещах. Мне ценен зритель, которого заинтересует постановка пьесы в театре кукол, который придет не ради того, чтобы запостить в соцсетях отзыв о спектакле, а чтобы размышлять над философскими вопросами и искать ответы в своей душе. Тогда и атмосфера в зале будет соответствующей, и получится выстроить диалог актера и зрителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.