Люди //

Электродети: Те, кто отличают вич-хаус от дарк-фолка

Она рождается из синтезаторов, драм-машин, семплеров и компьютеров. Она особенная и ее сложно спутать с чем-либо другим. Кто, как и где делает электронную музыку в Иркутске?

Электронная музыка как жанр уже давно завоевывала огромное количество душ и ушей. Таинственные, космические звуки с претензией на богемность накрыли волной весь мир. Относительно недавно в Иркутске ее стали не только слушать, но и играть.

Этот жанр заявил о себе в раскрепощающейся Америке безудержных 80-х и с успехом распространился по всему миру. Электронную музыку иногда называют клубной или танцевальной: и действительно, услышав отличный трек, мало кто сможет не двигаться в такт битам.

В электронной музыке существует множество поджанров: тягучий хаус, механическое техно, атмосферный транс, драм-н-бейс…

Разные музыканты, которые пишут электронную музыку, обращаются к определенным ее видам, а некоторые миксуют абсолютно несовместимые направления и получают что-то самобытное.

Уже второй год в нашем городе проводится фестиваль электронной музыки «Generation» В этом году фестиваль проходил 1 марта в баре «Мидори», где местные электронщики выступили со своей музыкой. Владимир Ляшенко, один из тех, кто реализует развитие электросцены в Иркутске и организовывает выступления талантливых музыкантов, чтобы их музыку услышало как можно больше людей. 

 

Постмодернизм в музыке
Начиная с середины 20 века, возможности звукозаписи стали позволять включать в музыкальные произведения  искусственные звуки, шумы, сэмплы, что породило совершенно новое видение композиторского искусства.

 

 

ВЛАДИМИР ЛЯШЕНКО
~ организатор фестиваля электронной музыки в Иркутске «Generation»

Электронная музыка в Иркутске, как тот суслик: вроде ты ее не видишь, но она есть. Понятно, что город маленький, а процент талантливых и активных людей вообще мизерный, и какая-то критическая масса не набирается. В России она вообще может набраться только в Москве и Питере, а в других местах кто-то достойный появляется в виде исключения, потому что никаких предпосылок для этого нет. Нет среды, нет нужного круга общения. Среди участников «Generation», например, есть один, делающий техно, один с абстрактной электроникой, один с трип-хопом и так далее. Каждый варится в своем соку.

Фестиваль «Generation» появился как эксперимент. Было просто интересно, есть ли в Иркутске люди, пишущие электронную музыку, и оказалось, что немного, но есть! Можно сказать, Generation формирует такую маленькую провинциальную электронную сцену. Я вижу, как вокруг него собирается тусовка, растет аудитория, и, главное, у ребят появляется мотивация продолжать творчество. Если кто-нибудь из них выстрелит, можно будет сказать, что мы приложили к этому руку. А если и не выстрелит, - все равно мы отлично проводим время.


«Несмотря на то, что финансово никакой отдачи от этой деятельности нет, он продолжает писать музыку».

Все участники фестиваля совершенно особенные. Вот, например, случайная находка — Nikita Osipoff — он уникален. Играет космическую музыку на старых синтезаторах. Обалденный аналоговый звук, мелодии, отличная техника игры, все вживую, альбомов уже штук десять записано! Все музыканты, которые были на «Generation», включая Pixelord, сказали, что он очень крутой. Он весь в 70-х, а если чуть-чуть осовременится, получится моднейший vaporwave. Кстати, на следующей вечеринке, которую мы делаем, он будет выступать (19 апреля в баре «Мидори»). Другой пример — Alex Cool. Он уже стал довольно публичным в Иркутске, регулярно на тусовках играет. Леша делает техно, дружит с крутыми ребятами из Питера, выпускается на их лейбле «Somatik». Несмотря на то, что финансово никакой отдачи от этой деятельности нет, он продолжает писать музыку, и я не удивлюсь, если он прорвется в верхние эшелоны техно-сцены.

Special Isle — Миша Павлов — фестиваль вообще создавался под впечатлением от его музыки. Сейчас он перешел на абстрактный эмбиент, гипнагогию. Со звуком проделывает невероятные вещи, использует сэмплы, живые инструменты, вокал — там вообще много всего намешано. Но эта музыка для небольшой аудитории, совсем не массовая, да и ему сейчас больше интересен видео-продакшн. Но периодически Миша выдает что-то новое, так что, чем черт не шутит, тоже может в любой момент стать популярным. Хочу когда-нибудь подержать его пластинку в руках.

Специально для нашего обзора мы опросили иркутских музыкантов и участников фестиваля Generation о том, что значит для них созидание своего музыкального продукта, и как, по их мнению, развивается электронная сцена Иркустка.

 

Nikita Osipoff

Для меня музыка — это средство самовыражения, проявление некой грани души и просто хорошее хобби, к которому я стараюсь подходить более мене серьезно. Вдохновение вокруг нас, оно повсюду и принимает разные формы в зависимости от образа мысли. Я просто настраиваюсь и воплощаю в звуке то, что явно хочет проявиться. Думаю, если будет проводиться больше фестивалей электронной музыки таких, как «Generation», то это послужит хорошим стимулом многим всерьез заняться электронной музыкой в Иркутске. Надеюсь, количество участников будет только расти, и это может привлечь в будущем электронщиков с других городов нашей необъятной.

 

Alex Cool

ТЕРМЕНВОКС
В 1913 году Лев Сергеевич Термен изобрел своеобразный музыкальный инструмент. Игра на терменвоксе заключается в изменении музыкантом расстояния от своих рук до антенн инструмента.

 

Проблема в городе у нас с адекватной площадкой для электронных музыкантов, хотя многим есть что показать. Правда, есть у нас в городе «вечеринкоделатели», в лайн-апе которых периодически появляются строчки с пометкой «Live». У фестиваля «Generation» идея состоит в том, чтоб дать возможность музыкантам показать свои творения публике. В этом году он прошел очень удачно, гораздо удачнее, чем в прошлом, что, несомненно, свидетельствует о развитии. Может быть, в следующем году это будет уже не коктейль-бар, а стадион «Труд», например. В общем, мы то развиваемся, еще бы хотелось чтоб слушатели развивались: без понимающих слушателей музыкантам тяжело. Нужно ходить на мероприятия, не бояться чего-то нового и не отворачиваться от него. Идти слушать музыканта или ди-джея не для того, чтобы подпеть любимым хитам, поскакать под до боли знакомый рваный бас, а быть готовым услышать что-то новое и интересное, почуствовать идеи и мысли, вложенные в произведения. Благо, у нас есть такие музыканты и ди-джеи, а вот публика какая-то зашоренная в большинстве своем. Музыка для меня (моя или не моя, вообще) — неотъемлемая часть жизни. Иногда это психотерапия, иногда азарт, иногда возможность высказаться и поделиться. Я получаю огромное удовольствие от процесса написания, ну и результаты тоже мне частенько нравятся (хотя и не всегда). Сложно сказать, откуда берется вдохновение. Я, если честно, до конца и не понимаю, что это такое. В общем, все, что оставляет впечатления, влияет на музыку. Это какие-то жизненные ситуации, это окружающие звуки, это может быть другая музыка, фильмы, книги и тому подобное. Люблю разные звуки техники, стараюсь слушать то, что происходит вокруг. Поэтому мой плеер давно уже пылится в ящике стола. Иногда музыка берется непонятно откуда.

 

Possess the Mess

Как направление электронная музыка в Иркутске развивается, к сожалению, слабо ввиду нескольких причин. Во-первых, из-за инертности слушателей и посетителей клубов: для них нет разницы, нажимаешь ли ты кнопку «плей» на вертушке или же используешь сложную аппаратуру для создания собственных треков, зарисовок и заготовок. Им абсолютно не интересно, используешь ли ты чужие композиции или же демонстрируешь свои. Во-вторых, это отсутствие площадок для сборов творцов для взаимодействия, общения, обмена опытом. Творящие люди, конечно, есть, но зачастую их произведения являются кустарными поделками для узкого круга людей или же интернет-пользователей в большинстве своем из-за рубежа. Для меня музыка — это способ выражения и реализации желаний и идей. А вдохновение я не черпаю, оно само приходит. Мгновенно и сиюминутно. Либо я нарочно выхожу на определенную волну во время созидания, пытаясь передать какие-то мысли и эмоции через звукообразы.

 

SaNDerson
Ближайшее выступление: 26 апреля в баре «Midori»

Электронная музыка, безусловно, развивается. Моя музыка - это отражение моего внутреннего мира на момент написания трека. Вдохновляет разное… в принципе, это может быть все что угодно: кино, прогулки, погода, люди...

 

Wit Chu

Музыка для меня — это мир, я вдохновляюсь всем, что вокруг. Я не знаю, в каком поджанре я творю: мне кажется, названия и тэги – это обобщения, которые придумывают журналисты. Думаю, что электронная музыка в Иркутске развивается, но все держится на энтузиазме самих музыкантов, как таковой сцены нет.

 

БоридиЙ

Мой псевдоним Бъ, моя звукопоглощающе излучающая организация — Боридий. Я занимаюсь видеопроизводством и электронной экспериментальной музыкой. Для себя я вижу, как с течением времени музыка выходит за пределы простого воспроизведения аудиодорожки на аппаратуре для прослушивания. Она должна стать базовым стержнем, вокруг которого объединятся видеофильмы, видеоарт, графика, пластика, различные грани современного искусства. Пока что я двигаюсь по части видео и учусь добиваться желаемого звучания. Для самостоятельного освоения и в творчестве других авторов меня интересует не только музыка как художественное произведение, но и «аудиоинженерия» — это конструирование из звуков. Я люблю экспериментировать не потому, что желаю выделиться, а потому что считаю: музыка в привычном представлении умерла. Что касается развития электронной музыки в Иркутске: смотря по каким критериям судить о развитии музыки? Мы можем говорить в принципе о наличии людей, которые, используя ЭВМ или электроприборы, делают электромузыкальные композиции, или о том, в каком качестве они это делают, как продвигают себя и свою продукцию, какую отдачу получают от вложенного труда, как много слушателей интересует их творчество, насколько улучшается звучание со временем. Конечно, в Иркутске есть ребята создающие музыку на ЭВМ, есть таланты, есть те, кто планирует очень серьезно заниматься этим в будущем, выходить на мировую арену. Но здесь нет сцены, авторы создают и понимают — нет слушателя, нет выступлений, нет объединения по интересам, про рынок мы и не говорим, это среднестатистическая картина по стране. Зато можно продвигаться благодаря Интернету.

 

​​

Канал Боридия на Youtube
youtube.com/user/IKKMVM